НАРУШЕНИЯ ЭЭГ У ДЕТЕЙ С РАННИМ ДЕТСКИМ АУТИЗМОМ И ОСОБЕННОСТИ ГЕСТАЦИОННОЙ ДОМИНАНТЫ У ИХ  МАТЕРЕЙ

И.В. Добряков, Г.В. Сидоренко, Р.Г. Юрьева

Медицинская академия последипломного образования, кафедра детской психиатрии и психотерапии, городская психиатрическая больница им. П.П. Кащенко, городской центр восстановительного лечения детей с психоневрологическими нарушениями, Санкт-Петербург

Психосфера


Возникновение синдрома раннего детского аутизма (РДА) (F84.0), различными авторами связывается как с экзогенно-органическими, так и с генетическими факторами.

В литературе встречаются указания на перинатальную патологию в анамнезе детей с РДА, однако исследований, посвященных особенностям психического состояния их матерей во время беременности, обнаружить не удалось. Между тем, именно особенности психологического компонента гестационной доминанты во многом определяют как течение беременности, так и характер взаимодействий в системе “мать-дитя”, формирующейся после рождения (Лебединская К.С., Никольская О.С., 1991).

Исследования биоэлектрической активности головного мозга у детей с РДА немногочисленны и противоречивы. Так, А.Ц. Гольбин (1979) выделяет 5 типов ЭЭГ у детей с РДА: 1 тип. Наличие нормального альфа-ритма и нормальных реакций на функциональные нагрузки; 2 тип. Амплитуда ЭЭГ высокая, альфа-ритм замедлен, слабо дифференцирован по областям коры мозга. ЭЭГ диффузно изменена; наблюдаются примитивные реакции на функциональные нагрузки. 3 тип. Резкое снижение амплитуды ЭЭГ до 10 мкв, беспорядочное чередование всех типов волн. 4 тип. Высокоамплитудные вспышки генерализованных медленных волн, на фоне неустойчивой активности средней амплитуды. 5 тип. Представляет сочетание 3 и 4 типов ЭЭГ.

Нами было исследована ЭЭГ у 20 детей с РДА (10 девочек и 10 мальчиков в возрасте от 7 до 15 лет, средний возраст составил 9,4 года). Эти дети не имели грубой неврологической патологии, судорожного синдрома, черепно-мозговых травм и сопутствующих соматических заболеваний. Контрольную группу составили также 10 девочек и 10 мальчиков, строго сравнимых по возрасту.

Для оценки ЭЭГ был применен разработанный нами метод сочетания классического визуального анализа с компьютерным анализом вероятностного взаимодействия ритмов, их поддиапазонов и волн (Сидоренко Г.В., Бекшаев С.С., 1995).

Основным отличием ЭЭГ больных детей от ЭЭГ здоровых оказалась грубая дезорганизация исчисленного паттерна ЭЭГ, свойственная детям с РДА, максимально выраженная в лобных и теменных зонах, в меньшей мере - височных и затылочных. Для здоровых детей была характерна строгая организация паттерна во всех зонах. Кроме этого, у детей с РДА была повышена активация мозга, больше лобно-височных зон, значимо повышен бета-индекс с градиентом нарастания от затылочных зон к лобным, альфа-индекс был значимо ниже, тета-индекс был также значимо ниже, а индекс дельта волн был выше во всех зонах, особенно в лобных. Эти данные свидетельствуют о наличии у детей с РДА не только грубых аналитико-регуляторных нарушений, но и о морфологической и функциональной задержке развития головного мозга, в первую очередь лобно-височно-теменных зон коры.

С целью ретроспективного исследования особенностей психологического компонента гестационной доминанты у их матерей была использована методика “Психологический Компонент Гестационной доминанты (р)” (ПКГД-р) (Добряков И.В., 1996, Эйдемиллер Э.Г., 2001). В результате было обнаружено, что у большинства матерей отмечалась сочетание эйфорического, легковесного отношения к своей беременности и к ребенку после рождения с тревожно-депрессивным отношением к своему образу жизни во время беременности, а также к предстоящим родам. У них выявлялись напряженные отношения с мужем и тенденция к расширению референтной группы.

Полученные данные позволяют предположить, что ретроспективное исследование ПКГД дает возможность выявлять группу риска, состоящую из женщин, у которых повышена вероятность рождения детей с нарушениями биоэлектрической активности головного мозга по типу морфологической и функциональной незрелости ведущих зон коры и грубой дезорганизации как общего паттерна ЭЭГ, так и паттерна в отдельных зонах, что в дальнейшем может клинически проявиться у детей в виде симптомов органического поражения центральной нервной системы, в некоторых случаях в виде РДА. Дальнейшие исследования в этой области позволяют осуществить разработку методик ранней реабилитации, что будет способствовать более адекватным взаимоотношениям в системе “мать – дитя”, возникновению раннего протодиалога, а, возможно, и снижению тяжести клинических проявлений РДА у детей.

 

 
Главная страница Об авторе Публикации Библиотека
МКБ-10 Кемеровская психобольница Психологические тесты

Идея и дизайн Богданов Я.В., 2001г.

 

Сайт управляется системой uCoz