В.М. БЕХТЕРЕВ И СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХИАТРИЯ

М.М. Кабанов

Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт им. В.М. Бехтерева

Психосфера


Вряд ли имеет смысл на настоящей конференции пространно говорить о заслугах Владимира Михайловича Бехтерева перед отечественной и мировой неврологией и психиатрией. Они общеизвестны, во всяком случае в профессиональных кругах. Достаточно хорошо знакомы специалисты с работами академика В.М. Бехтерева и в области психологии. В частности, его с полным основанием можно отнести к создателям патологической психологии, расширившейся со временем в нашей стране (не без препятствий) в то, что принято сейчас называть медицинской или (и) клинической психологией. Гораздо меньше были известны работы В.М. Бехтерева в области социальной психологии, которые в течение многих десятилетий в советское время замалчивались.

Вскоре после пребывания на стажировке в Германии В.М. Бехтерев создал в 1885 году в Казани первую в России лабораторию экспериментальной психологии (и вторую в мире - первую открыл немногим ранее известный немецкий психолог В. Вундт в Лейпциге; с работой этой лаборатории он знакомился во время своей заграничной командировки). Там же, в Казани, где В.М. Бехтерев получил профессорскую кафедру, он в 1885 г. прочёл в университете лекцию “О причинах распространения душевных расстройств в современном обществе”, которую можно считать предвестницей дальнейшего развития социальной психиатрии в России. Этому направлению своих исследований В.М. Бехтерев посвятил много работ в своём дальнейшем творческом пути, переехав в 1893 г. в Петербург, заняв предложенную ему клинику душевных и нервных болезней Военно-медицинской академии.

Важным этапом в многогранной деятельности В.М. Бехтерева было создание им в 1907 г. в Санкт-Петербурге Психоневрологического института, который с 1925 г. носит его имя и старается продолжать традиции своего основателя. Институт был задуман В.М. Бехтеревым как научное и учебное учреждение, ставящее своей целью комплексное (системное, как бы сейчас сказали) изучение человека на разных этапах его развития, начиная с раннего детства. Впоследствии один из учеников В.М. Бехтерева, Б.Г. Ананьев, назвал это направление в изучении человека в норме и патологии “человекознанием”. Интересно отметить эволюцию научных интересов В.М. Бехтерева – от “Проводящих путей спинного и головного мозга”, труда, созданного ещё в ранний, казанский период его творчества, до многочисленных работ в петербургском периоде его научной и общественной деятельности, посвящённых тем вопросам, которые прямо или косвенно затрагивают различные аспекты социальной психиатрии, психотерапии, персонологии. Хочется отметить тот факт, что за 32 часа до своей трагической, скоропостижной кончины в Москве (24-го декабря 1927 г.) им был прочитан на I-м Всесоюзном съезде психиатров и невропатологов доклад о методике коллективной психотерапии лиц, страдающих алкоголизмом.

Такая тенденция в сторону большего интереса к психологическим и социальным проблемам на втором этапе жизненного пути прослеживается у многих деятелей медицины, включая учеников В.М. Бехтерева – В.Н. Мясищева, А.Д. Зурабашвили и других. Социальные вопросы медицины, проблемы изучения личности, воспитание подрастающего поколения всегда интересовали В.М. Бехтерева, но особенно ярко интерес к этим проблемам проявился у него, как уже отмечалось, в начале прошлого века – в период обоснования исследовательских программ и образовательной деятельности Психоневрологического института. Недаром в созданном им учреждении нового типа, одно время именовавшемся Университетом (1918), наряду с медициной изучались и гуманитарные науки – юриспруденция, филология, психология, социология, история и мн. др.

Термин “социальная психиатрия” имеет давнюю историю. Однако до сих пор нет единого понимания его содержания. Предмет социальной психиатрии для одних психиатров – это социальные аспекты психиатрии вообще, для других – обращение общества с душевнобольными, для третьих – учение о социальных причинах психических заболеваний. В первую очередь в связи с последней трактовкой социальная психиатрия в бывшем СССР в 30-50 гг. прошлого столетия предавалась остракизму. Это понятие практически было табуизировано по причинам идеологического характера (считалось, что в стране, строящей коммунистическое общество, не может быть социальных причин возникновения психических заболеваний).

Мы разделяем точку зрения N. Bell и J. Spiegel (1966), которые, проследив развитие концепции социальной психиатрии в США и Англии в течение 50 лет, приходят к выводу, что “кроме своей полезности в качестве названия для определённого типа подготовки к научному исследованию в пересекающихся дисциплинах и исследовательского приёма, термин “социальная психиатрия”, по-видимому, не имеет логического смысла”. Эти авторы предлагают оставить данный термин для различения исследовательской деятельности психиатров, интересующихся социальной областью, от деятельности психиатров, интересующихся исключительно “внутрипсихическими” или “биологическими” факторами. Можно согласиться, что термин “социальная психиатрия” имеет мало логического смысла, ибо человеческая психика и её патология прямо или опосредованно “социальны”. В связи с этим противопоставлять даже терминологически “клиническую” психиатрию “социальной” было бы, на наш взгляд, неправильно. Но когда W. Bell и J. Spiegel считают допустимым термин “социальная психиатрия” для обозначения “типа подготовки” психиатров и особенно “исследовательского приёма”, то это не может вызвать возражений. В.М. Бехтерев всегда говорил об условности деления психиатрии на клиническую и социальную, призывал к тому, чтобы каждый психиатр-клиницист стал одновременно и психиатром социальным. В ряде своих трудов (например, в книге “Психика и жизнь”, 1904), говоря о т. н. объективной психологии, подчёркивал значение для комплексного подхода к изучению психики человека диады “организм-среда”. В ряде своих публикаций В.М. Бехтерев отмечал оздоровительную роль трудовой деятельности для психики человека, лечения её расстройств. Вспомним в связи с этим современные воззрения на трудовую терапию, лечение занятостью, терапию средой.

Идеи В.М. Бехтерева о многостороннем подходе к человеку и его заболеваниям, с учётом роли личностного фактора в профилактике и лечении получили дальнейшее развитие в трудах его учеников (А.Ф. Лазурского, В.Н. Мясищева). В работах последнего, посвящённых изучению проблем становления личности, подчёркивалось значение для её формирования в норме и патологии системы отношений с собой и окружающей средой, в первую очередь микросредой. Концепция В.Н. Мясищева патогенетической терапии неврозов непосредственным образом связана с упомянутыми взглядами В.М. Бехтерева. Все они послужили как бы “теоретическим толчком” для разработки в Психоневрологическом институте им. В.М. Бехтерева в 1968-1972 гг. теоретико-методологических основ реабилитации больных нервно-психическими заболеваниями, получивших затем признание в работах отечественных и зарубежных авторов. В качестве примера такого признания сошлёмся на недавно вышедшее у нас в стране первое руководство по социальной психиатрии под редакцией Т.Б. Дмитриевой (М., 2001).

Концепция реабилитации, повторяем, в значительной мере базируется на теоретических положениях школы В.М. Бехтерева и по сути представляет собой системное видение человека в его болезненном и предболезненном (кризисном) состоянии. А не долечивание или использование остаточной трудоспособности, как ещё полагают многие, сужая тем самым её возможности, практическое применение, а главное, отдаляя цель реабилитации – оптимально возможное восстановление личного и социального статуса пациента.

Мы разделяем понимание реабилитации (не только психически больных), предложенное в Праге (1968 г.) IX-м Совещанием министров здравоохранения и социального обеспечения восточноевропейских стран, в резолюции которого говорится о ней как о системе “государственных, социально-экономических , медицинских, профессиональных, педагогических, психологических и других мероприятий, направленных на предупреждение развития патологических процессов, приводящих к временной или стойкой утрате трудоспособности, на эффективное и раннее возвращение больных и инвалидов (детей и взрослых) в общество и к общественно полезному труду … Реабилитация представляет собой сложный процесс, в результате которого у пострадавшего создаётся активное отношение к жизни, семье и обществу”. В 1977 г. на конгрессе в Лейпциге эксперты ВОЗ пришли к заключению, что профилактику и реабилитацию следует рассматривать как единое целое.

Основные принципы реабилитации были разработаны нами более тридцати лет назад (М.М. Кабанов, 1971, 1972 гг.). Перечислим эти принципы, не раскрывая детально их содержание, суть которых заключается в самих их наименованиях: 1) принцип партнёрства (врача и больного), 2) разносторонность усилий (воздействий), направленных не только на организм, но и на различные стороны психосоциального функционирования, 3) единство биологических и психосоциальных методов воздействия и, наконец 4) ступенчатость (переходность) прилагаемых усилий, проводимых воздействий и мероприятий, направленных на восстановление (сохранение) личного и социального статуса пациента. Реабилитация психически больных может считаться составной частью социальной психиатрии, но может в широком смысле (не только в психиатрии) рассматриваться как самостоятельное междисциплинарное направление медицины, психологии, социологии и других смежных наук в деле охраны психического и физического здоровья населения. Мы придерживаемся второй точки зрения. Взгляды В.М. Бехтерева и его школы помогают в значительной степени преодолеть организмоцентрический подход к больному (заболевающему) человеку, инвалиду, заменяя его эволюционно-популяционным (экологическим). Хочу вновь подчеркнуть энциклопедичность и разносторонность знаний и интересов В.М. Бехтерева. Мало кто знает, что последнее десятилетие своей жизни он проявлял интерес к бессмертию человека. В феврале 1916 г. на торжественном акте Психоневрологического института он сделал доклад (речь) на тему “Бессмертие человеческой личности как научная проблема”. [Опубликован в виде отдельной брошюры в 1918 г., а затем, более чем через семь десятилетий этот доклад был издан Санкт-Петербургским университетом в “Избранных трудах по психологии личности” (Т. 1, 1999)]. Интересно отметить, что на эту работу В.М. Бехтерева, также спустя много лет после её первой публикации, обратили внимание канадские исследователи научного творчества В.М. Бехтерева, поместив её в специальном номере “Журнала русской и восточноевропейской психологии” (New York, 2001, v. 39, No. 5). Как пишут в редакторском предисловии к этому номеру журнала, целиком посвящённого В.М. Бехтереву, T. Dobreva-Martinova и L.H. Strickland, эту “поразительную” статью о природе бессмертия не мог написать никто кроме “человека Возрождения”. Бессмертие человека В.М. Бехтерев рассматривает как “социальное”, говорит он также о “социальной наследственности”, проявляя удивительные познания в сфере, казалось бы далёкой от психоневрологии, вступая в сферу философии, этики и даже религии. Он, в частности, в этой весьма необычной для учёного не только того, но и нашего времени страстной убеждённостью говорит, в частности, следующее: “взаимное соперничество не может быть ни целью жизни, ни даже одним только средством совершенствования, ибо уже и в биологии наряду с естественным отбором, основанном на борьбе действует везде и всюду, как я доказываю, так называемый социальный (разрядка В.М.Б.) отбор, причём если первый, т.е. естественный отбор лежит в основе биологического процесса, то второй, т.е. социальный отбор, основанный на сотррудничестве и разделе труда, лежит главным образом в основе социального прогресса”. Далее В.М. Бехтерев, как бы подводя итог своим рассуждениям, говорит, что “с совершенствованием человеческой личности связан и тот божественный принцип, который обеспечивает существование добра на земле, проникающего жизнь в различных её проявлениях и являющегося в высших своих формах венцом мирового прогресса”. Философия В.М. Бехтерева, его убеждённость в конечном торжестве высокой морали весьма похожи на высокую проповедь служителя церкви, но с нашей точки зрения, эта “похожесть” не является недостатком нашего гениального земляка. Напротив, томимый “духовной жаждой” В.М. Бехтерев в ряде своих трудов, многие из которых , опять повторяю, упорно скрывались в течение десятилетий, предстаёт в наше насыщенное всяческими катаклизмами во многом безнравственное время в новом ракурсе подвижника науки и одновременно высокой морали (что, увы, не так часто мы видим сегодня).

Таким образом можно утверждать, что академик Владимир Михайлович Бехтерев внёс достойный вклад в объёмную науку о человеке, где социальная психиатрия в ряду других научных дисциплин занимает надлежащее место.

 

 
Главная страница Об авторе Публикации Библиотека
МКБ-10 Кемеровская психобольница Психологические тесты

Идея и дизайн Богданов Я.В., 2001г.

 

Сайт управляется системой uCoz