ТРЕНИНГОВАЯ МОДЕЛЬ ПРОФИЛАКТИКИ УПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИКОВ И ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ

А.В. Лазарев, Ю.В. Колотова

Кировский областной наркологический диспансер

Психосфера


Трудные социально-экономические условия в России в значительной мере осложняют реальность, что способствует потере чувства безопасности у большинства населения нашей страны. Возникает реальная проблема страха перед действительностью. Этот страх порождает стремление уйти от реальности. В большей степени этому страху подвержены люди с низкой переносимостью трудностей и низкими адаптационными способностями. В поисках средств защиты от напряжения, дискомфорта, стресса такие люди часто прибегают к стратегиям аддиктивного поведения.

В сложившихся условиях, на наш взгляд, особого внимания заслуживают проблемы профилактики употребления психоактивных веществ (ПАВ) в подростковом возрасте, т. к. этот возрастной период характеризуется немалым количеством кризисных явлений. Подростков настораживают и пугают происходящие с ними пубертатные изменения и изменения в психологических процессах. Но наряду со сложными, порой непредсказуемыми особенностями, в подростковом возрасте формируются такие важные качества, как стремление познать себя и других, поиск идентичности, желание самоутвердиться, формирование нравственных убеждений и рефлексия. Обращение к этим качествам могло бы стать значимым этапом в профилактике аддиктивного поведения.

Естественные социально-психологические особенности подросткового возраста занимают значимое место среди причин, обуславливающих приобщение подростков к употреблению психоактивных веществ. Такие характерные для подростков черты как реакция группирования со сверстниками и следование принятым в группе установкам, склонность к рискованному поведению, реакции эмансипации и подражания, сами по себе являются провоцирующими к экспериментированию с психоактивными веществами.

Естественно, что особо остро проблема приобщения к психоактивным веществам наблюдается у подростков так называемой "группы риска" (дети из семей алкоголиков, наркоманов, девиантные, беспризорные подростки). Однако, в силу психологических особенностей возраста и сложившейся социальной ситуации (доступность наркотиков), каждый подросток сегодня может столкнуться с этой проблемой.

Противостоять распространению наркопотребления среди детей и подростков может только грамотно построенная, многоуровневая и целенаправленная профилактическая работа. Причем главными субъектами первичной профилактики должны быть не только представители "группы риска", а все без исключения подростки и, желательно, их родители.

Основная стратегическая цель первичной профилактики наркозависимости заключается в работе по снижению спроса на психоактивные вещества, выработке осознанного и ответственного поведения подростка, а так же в создании в молодежной среде ситуации, препятствующей возникновению интереса к наркотику и его употреблению.

Формы проведения профилактических мероприятий среди подростков отличаются большим разнообразием. В настоящее время выделяют 3 основных модели первичной профилактики употребления ПАВ.

Первая модель - медицинская (иногда называют моделью ЗОП (знание, отношение, поведение)), которая полностью построена на информировании школьников и является чисто когнитивной.

Вторая модель - образовательная, в основе лежит основной принцип: решение относительно здорового образа жизни должно приниматься на основании достоверной информации лично подростком.

Третья модель профилактики - социально-психологический тренинг, направленный на расширение жизненной компетенции и выработку антинаркотических защитных барьеров у подростков.

Для того, чтобы профилактическая работа действительно имела результат, необходим поиск, разработка и внедрение новых, современных форм проведения такой работы. Опыт сотрудников подростковой наркологической службы КОНД показал, что наиболее эффективной формой профилактической работы является проведение групповых тренингов. Именно работа в режиме тренинга обеспечивает максимальную активность, эмоциональную, когнитивную и поведенческую вовлеченность участников в обсуждаемую проблему, создает условия для открытого, доверительного общения и восприятия информации, способствует выработке навыков безопасного поведения в провоцирующих ситуациях, умению противостоять давлению наркотической среды, способствует формированию самостоятельности и ответственного принятия решения.

Проводимая в форме тренинга профилактическая работа направлена на прояснение собственного отношения к проблеме наркопотребления и, как следующий шаг, на формирование устойчивой отрицательной позиции к употреблению наркотиков.

Осуществляемый нами тренинг разработан на основе программ “Будущее без наркотиков” (С.-Петербург). В проведении тренинга задействованы психологи и врачи подростковой наркологической службы города Кирова. Начиная с 2002г. было сформировано и проведено 15 социально-психологических тренингов в учебных заведениях г.Кирова для подростков 9-11 классов (школы №№ 21 и 43).

 

Основной акцент в программе тренинга сделан:

- на предоставление достоверной информации о свойствах человеческой психики и личности, зависимостях соответствующих возрасту;

- на расширение возможностей самопознания и развития позитивного образа "Я", построение жизненной перспективы;

 

- на обучение подростков эффективным стратегиям и способам поведения. Обучая навыкам уверенного поведения, мы помогаем подростку осознать ощущение уверенности, стабилизировать его личность;

 

- на формирование способности и готовности к отказу, а также навыков ответственного поведения к личностным выборам. Отрабатываются формы эффективного поведения в провоцирующих ситуациях: навыки противостояния давлению группы, отстаивания собственного мнения, навыки отказа;

 

- на взаимодействие с родителями, что предполагает повышение родительской компетенции и сензитивности к подросткам;

- на повышение коммуникативной компетентности, т.е. способности устанавливать и поддерживать контакты с другими людьми, свободно высказывать свои мысли и выражать чувства.

Предлагаемый нами план тренинга состоит из одного или нескольких занятий, имеющих определенное тематическое содержание. Эффективность занятий наиболее высокая, когда в тренинговой группе занимается не более 15 человек. В ходе тренинга используются такие методы работы как: “мозговой штурм”, групповая дискуссия, проективные техники, техники психодраммы, гештальт-терапии, поведенческой терапии, психогимнастика.

 

Цель тренинга: обозначить проблемы, связанные с наркоманией и предупреждение первого употребления наркотиков и других психоактивных веществ.

 

Задачи тренинга:

  1. повышение уровня информированности детей о проблеме наркомании;
  2. изменение отношения детей к наркомании;
  3. умение сказать "Нет наркотикам";
  4. формирование мотивации к сохранению здоровья.

 

Тренинг включает:

  1. введение, в состав которого входят игра-разминка, подвижные упражнения, знакомство в группе, сообщение тренером условий тренинга, правил работы;
  2. оценку уровня информированности участников, их личного опыта;
  3. игру "Спорные утверждения" в ходе которой участникам предоставляется возможность высказать свое мнение по самым острым вопросам;
  4. игру "Ассоциации", в ходе которой оценивается характер эмоционального восприятия зависимости подростками;
  5. игру "Словесный портрет", где на основе выработанных ассоциаций участники описывают образ человека, злоупотребляющего психоактивными веществами;
  6. ролевую игру "Марионетки", в которой участникам предоставляется возможность почувствовать себя в роли "ведомого", человека, лишенного права самостоятельного волеизъявления;
  7. игру "Отказ", в рамках которой участники отрабатывают тактику вежливого, мотивированного отказа от предложений сверстников и старших "попробовать" ПАВ;
  8. Завершение работы.

Подобный набор игр обусловлен важной последовательностью событий, положенных в основу сценария тренинга: от ознакомления с проблемой, постановки вопроса через эмоциональные переживания личного и микросоциального уровня к мотивированному отказу от ПАВ.

Опыт проведения тренингов убедил нас в том, что в отличие от традиционных форм профилактической работы - лекций и бесед, в ходе тренинговой работы подростки проявляют несоизмеримо более высокую активность, заинтересованность и включенность в профилактический процесс. По данным некоторых исследователей выявлено, что усваиваемость полученного материала в процессе лекций – 5 %, а при участии в тренинге–60-80 %

Тренинговые занятия помогают подросткам лучше осознать те особенности своей личности, которые могут способствовать началу наркотизации: неумение противостоять давлению группы, неуверенность в себе и т.п.

В настоящее время наркотики стали той реальностью, с которой может столкнуться каждый молодой человек, и единственным способом защиты от них является личностная зрелость. Поэтому проводимые профилактические мероприятия должны быть направлены на развитие личности подростка, что предполагает умение нести ответственность за собственную жизнь и свое поведение, справляться с жизненными проблемами без использования психоактивных веществ. В связи с этим, разработанный нами тренинг, является первой ступенью пролонгированной психокоррекционной работы с выходом на группы личностного роста.

 

 
Главная страница Визитная карточка Эпилептология Психиатрия
Публикации Библиотека Нейрохимия МКБ-10
Психофармакология Психологические тесты Общая медицина Разное

Идея и дизайн Богданов Я.В., 2001г.

 

 

 

Сайт управляется системой uCoz