ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ШИЗОФРЕНИИ

Петрова Н.Н., Аристова Т.А., Велимбовская Е.В.*

Санкт-Петербургский научно-исследовательский психоневрологический институт

им. В.М. Бехтерева; Медицинский факультет Санкт-Петербургского государственного университета*, Санкт-Петербург

Психосфера


 

Понятие когнитивного стиля появилось сравнительно недавно, но уже к середине 70-х годов в психологии индивидуальных различий было описано около двух десятков различных когнитивных стилей [3, 5, 8]. Индивидуальные различия в когнитивной сфере интерпретировались с точки зрения особенностей переработки информации [4]. Изучение когнитивного стиля как одного из возможных факторов успешности психосоциальной адаптации и реадаптации больных с психическими заболеваниями представляется весьма актуальным [1, 2, 6].

Целью исследования явилось выявление особенностей когнитивного стиля у больных шизофренией. Обследовано 20 пациентов дневного/ночного стационара психоневрологического института им. В.М. Бехтерева в возрасте от 18 до 55 лет. Длительность заболевания составила от 1 года до 12 лет. Группа контроля включала в себя 10 человек в возрасте от 20 до 51 лет.

В рамках исследования познавательных особенностей больных шизофренией использовался тест “SMT” (“Научный Тест Памяти”)[9], направленный на оценку кратковременной памяти. Основу теста составляет запоминание зрительных образов. При создании набора изображений за основу были взяты десять символических изображений человеческих поз (10 основных и 30 дополнительных вариантов). Вначале испытуемому предъявляют десять основных тестовых рисунков, затем в случайном порядке – основные и тридцать дополнительных. Испытуемый должен ответить “ДА”, если считает, что предъявляемый вариант находился в числе десяти основных тестовых рисунков. Число повторных предъявлений устанавливается экспериментатором (от 4 до 10). Оцениваются правильность ответов, время каждого ответа, а также показатели эффективности запоминания. В данном исследовании было выбрано пятикратное предъявление зрительных образов, каждое из которых длилось 10 секунд. Положительно опознанный рисунок оценивался в 1 балл. В случае идеального запоминания зрительных образов, результаты испытуемого содержат пятьдесят правильных ответов, т.е. после каждого из пяти предъявлений пациент правильно опознает каждые десять исходных тестовых рисунков. Количество положительных ответов более пятидесяти указывает на наличие неправильно опознанных рисунков. При анализе результатов тестирования особое внимание уделяется общему числу положительных ответов (независимо от правильности опознания) и проценту правильно выбранных тестовых образов.

Полученные данные обработаны методом регрессионного анализа.

У 66,6 % пациентов выявлены снижение концентрации и устойчивости внимания, кратковременной памяти. На момент выписки у 80 % пациентов наблюдалось ровное настроение, удовлетворительное состояние без клинически значимых колебаний.

В целом, число положительных ответов составило 82,3 балла (при максимальном результате равном 150 и минимальном - 41 балл). 85% испытуемых при опознании набрали более 50б. Из них неправильно опознанные образы составили 55,3%.

В группе контроля число положительных ответов в среднем составило 58,6 балла , что достоверно отличает данную группу от группы больных (р <0,05). 70% испытуемыми набрали более 50 баллов, из них неправильно опознанные образы составили 35,4 %, что также меньше, чем в группе больных .

В процессе исследования было обнаружено, что основные тестовые рисунки запоминаются больными лишь в общих чертах. Испытуемые могут дать и положительные, и отрицательные ответы, как в отношении исходных зрительных образов, так и в отношении их искажений. Также обращает на себя внимание импульсивность ответов больных, когда испытуемый дает ответ не задумываясь, увидев первую же похожую картинку, что косвенно отражается в высокой частоте положительных ответов.

Сравнительный анализ результатов в группе пациентов после первого и пятого предъявлений позволил выделить две группы больных. В первой группе отмечено увеличение общего числа положительных ответов. У 40 % испытуемых первой группы общее число положительно опознанных зрительных образов увеличилось после пятого предъявления по сравнению с результатом после первого предъявления на 4,75 балла (максимально до 21,7 балла). Увеличилось числа верно опознанных исходных тестовых рисунков (на 2,25 балла и достигло 8 баллов после пятого предъявления).

Во второй группе, напротив, частота положительных ответов уменьшилась на 5,37 балла и составило 12.9 балла. При этом число правильно опознанных образов сократилось на 0,75 балла (до 6.54 балла).

В целом, пятикратное предъявление 10 исходных зрительных образов позволило увеличить число верно опознанных рисунков только на 0,7 балла по сравнению с результатом, полученным после первого предъявления. Одновременно произошло незначительное снижение количества неверно опознаваемых рисунков в среднем на 0,95 балла. Максимально возможного результата, т.е. опознания всех 10 исходных образов после пятого предъявления достигли 10% испытуемых, при этом количество правильно узнанных образов составило 42.5% от общего числа положительно ответов.

Значительная частота положительных ответов у больных шизофренией может быть обусловлена высокой импульсивностью испытуемых. Можно предположить, что рефлексивность в понимании Д. Кагана, как когнитивный стиль, связанный с анализом и проверкой всех возможных гипотез, не свойственна обследованным больным.

В группе контроля по результатам сравнения первого и пятого предъявлений выявляется увеличение числа правильно опознанных образов у 80 % испытуемых. В среднем этот показатель увеличился на 2,1 балла (с 6,5 до 8,6 балла), в основном за счет увеличения общего числа положительных ответов – в 50 % случаев. Эти данные свидетельствуют о большей способности к обучаемости в контрольной группе по сравнению с группой пациентов.

Через месяц лечения, при проведении ретестирования группы пациентов было выявлено, что общее число правильно узнанных образов у 57.1 % испытуемых уменьшилось в среднем на 13.6%. У 43% общее количество положительно узнанных образов на 17% больше, чем после первого тестирования. Процент правильно опознанных образов варьировал и по количественному, и по качественному показателям. У 42.8% обследованных процент правильно узнанных рисунков увеличился в среднем на 5.4%. У остальных - уменьшился на 11.5%. Полученные данные не позволяют предположить, что время (один месяц) для восстановления или существенного улучшения когнитивных процессов при проводимом в стационаре лечении является недостаточным. В то же время, можно отметить определенную стабильность, относительную устойчивость объема кратковременной памяти у больных

Данное исследование выявило трудности в проведении дифференциации между зрительными образами у больных шизофренией. Последующие предъявления значительно не изменяют характер выбора, т.к. не происходит запоминания дифференциальных различий между сходными образами. Тем самым даже в случае правильного опознания всех исходных тестовых рисунков вследствие высокой импульсивности происходит также опознание и дополнительных образов, что повышает процент неправильного опознания рисунков. У большинства больных общее число положительно опознанных образов как уже ранее увиденных превышало 50б, включая высокий процент неверно опознанных образов. Данные показывают, что у больных шизофренией запоминание основных тестовых рисунков и их дифференцирование происходит с искажениями и заметного улучшения результатов в динамике рутинного лечения заболевания, в особенности при ограниченных сроках лечения, не наблюдается.

Проведенное исследование позволяет предположить отрицательное влияние импульсивного когнитивного стиля на кратковременную и долговременную память у больных шизофренией и предложить включение в психотерапию тренингов, направленных на развитие рефлексивности.

 

ЛИТЕРАТУРА

1.Кемпинский А.. Психология шизофрении. Санкт-Петербург, "Ювента". 1998 - 296 с.

2.Даниель Хелл, Магрет Фишер-Фельтен Магрет. Шизофрения: Основы понимания и помощь в ориентировке. - “ Алетейа.” Москва, 1998 - 197с.

3. Lokhov M.I., Stepanov I.I., Edlina T.A., Vartanian G.A. Dynamics of voluntary memory fomation in children in Russian // Psihologicheskiy zhurnal.- Vol. 14, N4.-1993.- P. 33-36.

4. Егорова М.С. Психология индивидуальных различий.- М.: “Планета детей”, 1997.

5. Солсо Р.Л. Когнитивная психология. – М.: “Тривола”, 1996 - 600 с.

6. Критская В.П., Мелешко Т.К. Патология психической деятельности при шизофрении: мотивация, общение, познание.- М.: Изд. Московского Университета, 1991 - 256 с.

8. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии. М.:Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999 - 448 с.

9. Степанов И.И. Гуморальный компонент регуляции процессов регенерации иобучения.// Дисс. На соискание уч. ст. д-ра биол. Наук. – СПб. – ГУНИИ Экспериментальной медицины РАМН , 2001. – 320с.

 

 

 
Главная страница Об авторе Публикации Библиотека
МКБ-10 Кемеровская психобольница Психологические тесты

Идея и дизайн Богданов Я.В., 2001г.

 

Сайт управляется системой uCoz