Дисфории в структуре психических нарушений у детей, страдающих эпилепсией

Яковлева Ю.А.

Психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева Санкт-Петербург

Психосфера


Психические нарушения занимают важное место в клинике эпилепсии и являются одной из главных причин дезадаптации детей и подростков.

По нашим данным, из 404 детей, находившихся на лечении в отделении детской психиатрии НИИ им. В. М. Бехтерева в период с 2000 по 2003 годы стойкие психические нарушения встречались у 194 (48%) детей. Наиболее характерными изменениями являлись инертность, тугоподвижность, медлительность и вязкость психической деятельности, которые проявляются в интеллектуально – мнестической, эмоционально – личностной сферах и речи больных. Отмечались расстройства внимания и памяти, снижение умственной работоспособности и способности к обучению, конкретность и обстоятельность мышления, снижение запаса представлений, оскуднение и замедление речи (олигофазия). У 210 (52%) детей не отмечалось специфичных для эпилепсии личностных изменений, но у многих имелись неврозоподобные нарушения (истероформные, неврастеноподобные, депрессивные) и синдром дефицита внимания и гиперактивности.

Особое внимание среди психических нарушений следует уделять расстройствам в эмоционально – волевой сфере и личности больных, которые проявляются преимущественно в виде лабильности настроения, аффективной напряженности, раздражительности, вспыльчивости, дисфориях. Среди формирующихся изменений личности особый интерес представляют дисфорические состояния, т. к. именно они существенно затрудняют адаптационные возможности детей и приводят к формированию психопатических черт личности. Дисфории наблюдались у 25% обследованных нами больных с диагнозом: Эпилепсия с изменением личности.

В большинстве случаев дисфорические состояния характеризуются тоскливо – злобным аффектом на фоне нормального или суженного сознания, возникновением анейтральных переживаний до формирования бредовых идей (обычно бред отношения), результатом чего служат напряженность, раздражительность, конфликтность больных, импульсивные действия с гетеро – и аутоагрессивными тенденциями. Возможен и иной вариант дисфорических состояний: с развитием беспокойства, тоскливо – депрессивного настроения, фиксированных ипохондрических состояний. Меньшее значение имеют дисфории с позитивными эмоциональными переживаниями (гипоманиакальные состояния), т. к. во – первых, они редко встречаются, а во – вторых, не представляют опасности для окружающих.

Дисфорические состояния могут возникать как в непосредственной связи с приступами, так и самостоятельно. В первом случае, дисфории могут предшествовать приступам, либо возникать после тяжелых судорожных приступов. Однако, по – нашим данным, дисфории наиболее часто проявляются в межприступном периоде, как самостоятельные пароксизмы: они развиваются внезапно, без видимых внешних причин и могут сопровождаться изменением сознания и вегетативными нарушениями.

При изучении дисфорических состояний нами было выявлено, что количество мальчиков, страдающих дисфориями, в 2 раза больше, чем девочек: мальчики – 62%, девочки – 38%, что возможно, связано с тем, что заболеваемость эпилепсией выше среди мальчиков, и изначально уровень агрессивности у мальчиков больше, чем у девочек.

В зависимости от формы заболевания нами было выявлено, что наиболее часто дисфории отмечались у детей с локально – обусловленной формой эпилепсии – 79%, по – сравнению с первично – генерализованной формой – 21%, что возможно связано с локализацией и характером поражения головного мозга.

В структуре дисфорий у больных височной эпилепсией были выявлены различия в зависимости от преимушественной стороны поражения. Для больных с правосторонней локализацией очага были характерны дисфории, протекающие с эмоциональной напряженностью, злобой, агрессивными тенденциями. Отмечались немотивированные перепады настроения, эмоциональная лабильность, склонность к экзальтации. Мимика и жесты больных разнообразны, пластичны, выразительны, речь громкая с богатством интонаций. Для больных с левосторонней локализацией очага в структуре дисфорий на первый план выступали симптомы тревожной тоскливости, подавленного настроения, сохраняющегося длительное время, повышенная обидчивость, слезливость. Больные заторможены с неловкой моторикой, бедной мимикой, тихой монотонной речью.

По нашему мнению, дисфорические состояния различаются также по степени выраженности от коротких дисфорий до затяжных дисфорических психозов. Эти состояния отличаются: длительностью протекания (от нескольких часов до нескольких суток), изменением сознания (от ясного до сумеречного), степени разрешения (купируются самостоятельно, требуют коррекции патогенетической или симптоматической терапии, или требуют дополнительного назначения нейролептиков).

Степень выраженности дисфорий коррелирует с длительностью заболевания. При длительности заболевания менее 3-х лет у 50% детей отмечались короткие дисфории, у 9% длительностью более суток. Эти дисфории купировались самостоятельно с назначением адекватной противосудорожной терапии и прекращением приступов. С увеличением длительности основного заболевания увеличивалась продолжительность дисфорических состояний: при длительности заболевания более 5 лет у 20% детей короткие дисфории, у 75% затяжные, длительностью более суток.

Длительные дисфории формируют психопатоподобные нарушения и требуют дополнительной коррегирующей терапии нейролептиками.

 

Таким образом, дисфорические состояния являются наиболее распространенными специфическими нарушениями в структуре психических изменений личности при эпилепсии. Их изучение и последующая коррекция позволяют изменить состояние больного, улучшить взаимодействие с окружающими, повысить самооценку, формируя правильное отношение к болезни, и тем самым улучшить социальную адаптацию и качество жизни детей и подростков, страдающих эпилепсией.

 

 

 

 
Главная страница Об авторе Публикации Библиотека
МКБ-10 Кемеровская психобольница Психологические тесты

Идея и дизайн Богданов Я.В., 2001г.

 

 

 

Сайт управляется системой uCoz