Одной из характерных черт
уходящего XX столетия является бурный
научно-технический прогресс. Обеспечение с
помощью современных технологий материальных
потребностей общества приходит в явное
противоречие с последствиями техногенного
загрязнения окружающей среды и его
отрицательным воздействием в первую очередь на
здоровье человека.
Перед международным сообществом всё острее
встают глобальные проблемы
социально-экономического и экологического
характера [1, 2, 14, 19]. Во многих регионах Земли
ухудшается качество жизни, увеличивается
заболеваемость, сокращается средняя
продолжительность жизни.
Возникает необходимость по-новому, с социальных,
политических и экономических позиций
рассмотреть ключевые вопросы организации
медицинской помощи, практического
здравоохранения и (что особенно важно) массового
оздоровления трудоспособного населения и
общества в целом [26].
В связи с этим особую актуальность приобретают
меры по совершенствованию существующих и
созданию новых эффективных средств, методов
реабилитации и профилактики, повышающих
резервные возможности организма человека [9].
Особый интерес вызывает использование в
медицине музыкального искусства, что получило
название музыкотерапии. В основе данного
лечебно-профилактического направления лежит
использование различных методов воздействия
музыкой или пением, выбор которых определяется
конкретно стоящими перед врачом задачами.
Лечебное применение музыки имеет многовековую
историю. В самых древних свидетельствах и
документах, дошедших до нас музыка фигурирует
как лечебное средство.
Корифеи античной цивилизации Пифагор,
Аристотель, Платон обращали внимание
современников на целебную силу воздействия
музыки, которая, по их мнению, устанавливает
пропорциональный порядок и гармонию во всей
Вселенной, в том числе и нарушенную гармонию в
человеческом теле.
Выдающийся врач всех времен и народов Авиценна
еще тысячу лет назад лечил музыкой больных
нервными и психическими заболеваниями. В Европе
упоминание об этом относится к началу XIX века,
когда французский психиатр Эскироль стал
вводить музыкотерапию в психиатрические
учреждения. Характерно, что применение музыки в
медицине носило преимущественно эмпирический
характер.
В XX веке, особенно во второй его половине,
музыкальная терапия как независимая дисциплина
стала широко практиковаться в различных странах
Европы.
Современные исследования в области
музыкотерапии развиваются по нескольким
направлениям. Изучение
художественно-эстетических закономерностей
музыкального восприятия осуществляются в
эстетических и музыкально-теоритических работах
[4, 5, 11].
Психофизиологические аспекты музыкотерапии
изучаются в работах психологов и физиологов [11, 17,
23-25, 30-39].
Первые научные работы, исследующие механизм
воздействия музыки на человека, появились в
конце XIX, начале XX века. В работах В. М. Бехтерева,
И. М. Догеля, И. Р. Тарханова и др. появляются
данные о благотворном влиянии музыки на ЦНС,
дыхание, кровообращение, газообмен [6, 12].
Во второй половине XX века интерес к музыкальной
терапии и механизму её воздействия существенно
возрос.По-видимому, это можно объяснить
научно-техническим прогрессом, позволившим
изучать физиологические реакции, возникающие в
организме в ответ на музыкально-терапевтическое
воздействие, на новом, более высоком уровне.
Вместе с тем этот интерес обусловлен
возможностью использования музыки в качестве
одного из средств длр предупреждения и снятия
усталости, утомления, а также для повышенной
работоспособности человека, в том числе в
условиях космических полётов человека.
Исследования ряда авторов показывают, что музыка
оказывает стойкое воздействие на ЦНС.
Так, Н. Н. Захарова и В. М. Авдеев [13] исследовали
функциональные изменения в ЦHC при восприятии
музыки, осуществляя запись электроэнцефалограмм
у испытуемых с одновременной регистрацией
кожно-гальванических реакций. Обнаруженные
данные свидетельствовали об изменении потока
возбуждения в кортико-таламических и
кортико-лимбических кругах. Более глубокие
положительные эмоции при прослушивании
определенных музыкальных произведений
сопровождались изменениями ЭЭГ,
свидетельствующими о большой активности коры
головного мозга, учащением сердечных сокращений
и дыханий.
И. М. Гринева [11] обнаружила, что прослушивание
мелодичной музыки в спортивном темпе негромкого
звучания оказывало на больных седативное
воздействие, а на ЭЭГ фиксировалось уменьшение в
частотном спектре ?-ритма или заметное
увеличение его индекса, увеличение амплитуды
?-ритма и снижение амплитуды быстрых колебаний.
Музыка энергичная, с четким ритмом, контрастная,
умеренного темпа и громкости давала
тонизирующий эффект, что сопровождалось
депрессией ?-ритма, увеличением амплитуды и
индекса быстрых колебаний.
Анализ церебральной гемодинамики на основании
данных реоэнцефалограмм показал, что в
подавляющем большинстве случаев при
прослушивании музыки происходила нормализация
мозгового кровообращения.
И. В. Темкин исследовал вегетативные реакции в
зависимости от характера музыки. Мажорная музыка
быстрого темпа учащала пульс, повышала
максимальное артериальное давление, увеличивала
тонус мышц, повышала температуру кожных покровов
предплечья [31].
Таким образом, характер исполняемой музыки может
давать прямо противоположные физиологические
реакции.
В характере возникающих психофизиологических
реакций в ответ на музыкально-терапевтическое
возлействие существенное значение имеют
психологическая установка и общее состояние
личности.
В. В. Медушевский [20] показал, что существуют
аксиологическая (ценностная) и опознавательная
установки.
При положительной динамике настроения В. С.
Русинов и соавт. [27] наблюдали у больных
стабильные изменения в передних зонах головного
мозга.
М. Н. Ливанов и соавт. [19] считали, что предъявление
музыки можно уподобить предъявлению
положительного условного стимула, который
приводит в действие некий механизм,
синхронизируюищй ритмическую активность
различных участков головного мозга.
Есть основания полагать, что при прослушивании
музыкальных произведений очаг положительной
индукции конкурирует с очагом патологической
доминанты и может сушественно ослабить
негативное влияние последнего на состояние
организма.
Воздействие музыкой влияет не только на ЦНС, но и
на функции других жизненно важных
физиологических систем: кардиореспираторной,
мышечной, пищеварительной.
Так, И. М. Догель и И. М. Сеченов отмечали
стимулирующее воздействие маршевой музыки на
мышечную работоспособность, которая, в
частности, оживляюще действует на уставших
солдат [12].
И. Р. Тарханов своими оригинальными
исследованиями показал, что мелодии,
доставляюшие человеку радость, замедляют пульс,
увеличивают силу сердечных сокращений,
способствуют расширению сосудов и нормализации
артериального давления, а раздражающая музыка
даёт прямо противоположный эффект.
Л. Демлинг выявил, что некоторые симфонические
произведения изменяют кислотность желудочного
сока. В связи с этим обед в музыкальном
сопровождении оправдан не только с эстетической,
о и с утилитарной точек зрения [31].
Выявлено влияние музыки на нейроэндокринную
функцию,в частности на уровень гормонов в
крови,играющих чрезвычайно важную роль во всех
эмоциональных реакциях. По современным
представлениям, формирование целостных
поведенческих реакций организма на различные
внешние раздражители, в том числе и на музыку,
осуществляется с помощью сложнлй функциональной
системы, в частности на основе специфических
нейрохимических механизмах подкорки, которые
вследствие химического сродства
избирательномобилизуют соответствующие
образования головного мозга для выполнения той
или иной целенаправленной деятельности [13, 15, 16, 21,
28].
Европейскими специалистами было также томечено,
что музыка действует избирательно - в
зависимости не только от её характера, но и от
инструмента, на котором исполняется [48, 49].
По-разному влияет мажорная и минорная музыка. При
нормальном восприятиипервая всегда вызывает
светлое и радостное настроение. В то же время
вторая, как правило, связана с грустью, печалью.
Правда, минорная музыка, выражая суровую энергию,
драматические переживания, может способствовать
активации физиологических процессов и вызывать
активное состояние (например, ария Риголетто
"Куртизаны" из оперы Верди). Это в принципе
понятно, так как на слушателя оказывают
существенное влияние темп, ритм и динамика
музыки\ального произведения, о чём уже
говорилось выше.
Н. А. Фудин и соавт. [29], изучая изучая влияния
музыкальных воздействий на состояние студентов
перед экзаменом и на эффективность выполнения
ими тестовой операторской деятельности, выявили,
что определенным образом подобранные
музыкальные произведения улучшают самочувствие,
снижают психоэмоциональное напряжение,
нормализуют вегетативный тонус и повышают
эффективность деятельности обследуемых.
Анализ литературы и данные собственных
исследований свидетельствуют о том. что
многообразие физиологических реакций,
возникающих в организме человека в результате
музыкально-терапевтических воздействий, первую
очередь обусловлено сложным механизмом
акустической рецепции [11, 13, 22, 35].
Известно, чтомузыка как физическое явление
представляет собой в каждом конкретном случае
определённую совокупность звуковых сигналов,
восприятие которых условно разделяют на
слуховой и вибротактильной компоненты[3].
Слуховой компонент рецепции реализуется
слуховым анализатором и обеспечивает восприятие
частот акустических сигналов от 16 до 20000 Гц. При
этом звуки музыки воспринимаются и проходят
сложнейшую обработку в слуховом анализаторе, в
часности в корковых структурах головног мозга [3,
23, 24].
Показано, что возникающие реакции слуховой
адаптации порождают определённые ассоциации,
эстетические переживания, активно влияющие на
психоэмоциональное состояние человека. Эмоции,
динамика которых всегда приводит к определённым
гормональным и биохимическим изменениям,
опосредованно начинают оказывать влияние на
интенсивность обменных процессов, дыхательную и
сердечно-сосудистую системы, тонус головного
мозга, кровообращение.
В клинических иследованиях выявляются
возможности использования музыкотерапии при
лечении больных с различными заболеваниями [7, 8,
30, 40, 44, 45, 48]. Так, в университетской клинике
Мюнхена к медикаментозному лечению больных с
заболеваниями желудочно-кишечного тракта
добавили ежедневные прослушивания произведений
Бетховена и Моцарта, что в большинстве случаев
приводило к значительным улучшению состояния и к
более быстрому по сравнению с контрольной
группой рубцеванию язв [48].
Во Франции в Национальном институте переливания
крови во время операций звучит музыка,
подобранная в строгом соответствии с ее
физиологическим действием на организм,
индивидуальными особенностями человека и
характером заболевания.
Применяя иглорефлексотерапию в комплексе с
музыкотерапией в лечении функциональных
нарушений толстой кишки, В. П. Лапшин и соавт. [18]
показали высокую клиническую эффективность
такого терапевтического сочетания, позволившего
получить положительную динамику в моторике
толстой кишки с одновременной оптимизацией
общего состояния, уменьшением эмоциональной
лабильности, улучшением вегетососудистых
реакций.
В ряде больниц Голландии исследовалось влияние
музыки на течение заболеваний
сердечно-сосудистой системы. Выявлено, что
специально подобранная классическая музыка
помогает преодолевать состояние одиночества,
улучшает психоэмоциональный фон, оказывая
позитивное влияние на гемодинамику. В результате
проведенных исследований показано
положительное воздействие музыки на больных с
сердечными заболеваниями.
Новые изыскания в области альтернативных
(минующих слух, аппликационных)
музыкальнотерапевтических воздействий являются
также актуальными, позволяя осуществлять
местное воздействие акустическими сигналами на
органы.
В. А. Гуськов показал, что звук частотой 3 кГц при
аппликации акустического излучателя на проекцию
почек активизирует диурез на 20-25% у лиц со
сниженной выделительной функцией [36]. Этот метод
позитивно воздействует и при лечении
заболеваний желудочно-кишечного тракта, печени и
желчевыводящих путей.
Другой подход, базирующийся на принципах
традиционной восточной медицины, предложен В. Г.
Вограликом и соавт. [10], разработавшими прибор
звуковой терапии, представляющий собой
устройство с фиксирующимися клавишами для
воспроизведения звуков, дисплеем для индикации
времени воздействия, регулятором интенсивности
звука и 4 микрофонами с креплениями для
воздействия на любые биологически активные зоны.
Программы воздействия составлены на основе
модифицированных китайских принципов и показали
высокую эффективность при лечении некоторых
заболеваний сердечно-сосудистой системы,
желудочно-кишечного тракта и др.
Постепенно растущее признание эффективности
музыкальной терапии привело к необходимости
разработки академической программы по
подготовке профессиональных музыкотерапевтов.
Первая учебная программа в Великобритании была
осуществлена в Лондоне в 1961 г., а в 1975 г. там же был
основан Центр музыкальной терапии.
В Германии музыкотерапевты, подготовленные по
системе Нордоффа-Роббинса (см. дальше), начали
работу в 1978 г. в больнице Хердеке и в Музыкальном
колледже в Аахене. В 1985 г. при медицинском
факультете университета Виттен/Хердеке был
организован Институт музыкальной терапии.
Работая совместно с врачами и исследователями,
сотрудники этого института распространили
применение музыкотерапии на многие области:
детскую и взрослую психиатрию, педиатрию,
спинномозговые травмы, невропатологию,
психосоматические заболевания, внутренние
болезни, интенсивную терапию [45, 46].
В дальнейшем учебные музыкально-терапевтические
программы были внедрены в ряде других стран
Европы.
Музыкальная терапия как независимая дисциплина
широко практикуется в США; сфера ее применения
постоянно расширяется в Австралии, Японии, Новой
Зеландии, Южной Америке и других странах.
В США терапевтическое использование музыки
впервые получило признание после второй мировой
войны, когда музыка была с успехом применена при
лечении эмоциональных расстройств у ветеранов
[43].
Национальная ассоциация музыкальной терапии
была основана в 1950 г. В настоящее время в США
зарегистрировано около 3500 профессиональных
музыкальных терапевтов и потребность в
специалистах этого профиля неуклонно
возрастает. Академическая подготовка в данной
области впервые была начата в университете штата
Мичиган, а затем быстро распространилась в более
чем 70 колледжей и университетов по всей стране.
В целом за рубежом более 100 университетов и
колледжей предлагают курсы, по окончании которых
студенты получают степень бакалавра, магистра
или доктора.
В России не существует системы подготовки
профессиональных кадров в области
музыкотерапии, хотя необходимость в этом
очевидна. В настоящее время в Московском
институте традиционной медицины и музыкотерапии
при участии Центра восстановительной медицины и
курортологии Минздрава РФ и Московской
медицинской академии им. И. М. Сеченова
подготовлена учебная программа по клинической
музыкотерапии, на основе которой с сентября 1999 г.
предусмотрена регулярная подготовка
профессиональных музыкотерапевтов, пока в
порядке последипломного тематического
усовершенствования для врачей.
Современные исследования показали, что
возможности применения музыкотерапии в
лечебнопрофилактической медицине достаточно
широки [31-37, 41, 42, 46. 47] и могут включать в себя
разнообразные программы: для снятия стресса и
облегчения боли у взрослых и детей; для повышения
резервных возможностей организма человека в
центрах здоровья; для больных бронхиальной
астмой; для взрослых с отклонениями в развитии;
для контингента психиатрических больниц и
клиник всех возрастных групп; для лиц, страдающих
психосоматическими расстройствами; для
пациентов реабилитационных центров, имеющих
физические нарушения; для престарелых и лиц,
нуждающихся в постоянном уходе; для детей,
страдающих нарушениями речи и отстающих в
развитии, и т. д.
Анализ данных научной литературы и собственных
исследований позволил нам сформулировать новую
научную концепцию: "Музыкотерапия - это
система психосоматической регуляции функций
организма человека", имея в виду одновременное
влияние акустических волн, организованных в
музыкальную структуру, на психоэмоциональную,
духовную сферу человека и непосредственно на
поверхность тела и внутренние органы.
Именно комплексное, гармонизирующее влияние
музыкотерапии, активизирующее в первую очередь
стентность организма, позволяет сделать вывод о
перспективности использования данного
направления в системе лечебно-профилактической
медицины.
ЛИТЕРАТУРА
Абдиров Ч. А. Здоровье населения и приоритетные
проблемы медико-экологических исследований в
условиях Южного Приаралья //
Медико-экологические проблемы Приаралья и
здоровье населения: Материалы конф. - Нукус. 1991. -
С. 12-20. " '
Агаджанян Н. А., Никитюк Б. А., Полунин И. Н.
Экология человека и интегративная антропология.
- М., Астрахань, 1996.
Физиология человека: (Курс лекций) / Агаджанян Н.
А., Тель Л. 3. и др. - Алма-Ата. 1992.
Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. - М.,
1947. -4.2.
Асафьев Б. В. Избранные труды. - М., 1952. - Т. 1.
Бехтерев В. М. Работа головного мозга в свете
рефлексологии. - Л., 1926.
Бруснловский Л. С. О музыкотерапии и реадаптации
психических больных//Труды Ленингр. НИИ
психоневрол.- 1969. - Т. 49 - С. 115-123.
Брусиловский Л. С. Использование музыки при
групповом аутотренинге в комплексном
восстановительном лечении психических больных //
Труды Ленингр. н.-и. психоневрол. ин-та. - 1975. - Т. 76.-
С. 97-101.
Василенко А. М. Физиологические основы
электропунктурной профилактики стрессорных
нарушений функций организма: Дис. ... д-ра мед.
наук., 1989.
Вогралик В. Г., Вогралик М. В., Смирнов А. В.
Практические возможности чжэнь-цзю в
превентивной терапии старости - Нижний Новгород,
1991.
Гринева И. М. Изучение особенностей музыкального
восприятия у больных с начальными проявлениями
неполноценности кровоснабжения мозга: Дис. ...
канд. мед. наук. - Л., 1981.
Догель И. М. Влияние музыки на человека и
животных. - Казань, 1888.
Захарова Н. Н., Авдеев В. М. Функциональные
изменения центральной нервной системы при
восприятии музыки // Журн. высш. нерв. деят. - 1982. - Т.
32. вып. 5. - С. 915-929.
Ирисов А. С. Звук и музыка. - М.; Л., 1926.
Казаринова А. С. Музыка в системе
психопрофилактики // Труды Ленингр. НИИ
психоневрол. - 1976. - Т. 78. - С. 89.
Калюжный Л. В. Физиологические механизмы
регуляции болевой чувствительности. - М., 1984.
Кечхауашвили Г. И. Музыка и фиксированная
установка // Бессознательное: природа, функция,
методы исследования. - Тбилиси. 1978.
Лапшин В. П., Левитан М. X. и др. Иглорефлексо- и
музыкотерапия в лечении функциональных
нарушений толстой кишки // Труды НИИ проктол. - 1992.
- Т. 1. - С. 160.
Ливанов М. Н., Шульгина Г. И. Об участии тормозных
процессов и физиологических механизмах
сенсорной депривацнн /, Сенсорный дефицит и
работоспособность организма. - Иркутск. 1986. - С. 147.
Медушсвскнй В. В. Консонанс и диссонанс как
элементы музыкальной знаковой системы //
Всесоюзная акустическая конф. 6-я: Тез. докл. - М..
1968. - Разд. К-1-8.
Могендович М. Р., Полякова В. Б. К физиологическому
анализу влияния музыки на человека // Совещание
по проблемам высшей нервной деятельности. 21-е:
Тез. докл. - М.. 1966, - С. 204-205.
Могендович М. Р. К проблеме физиологии музыки.
(Акустико-моторные и моторновисцеральные
рефлексы) // Межкурортная научн.-практ. конф. по
лечебной физкультуре и климатолечению, 3-я: Тез
докл. - Ставрополь. 1966. - С. 108-111.
Позин Н. В., Любинский И. А. и др. Элементы теории
биологических анализаторов. - М., 1978.
Полякова В. Б. О возможности применения музыки
для стимуляции умственной работоспособности //
Физиологические характеристики умственного и
творческого труда. - М 1969. - С. 103-104.
Полякова В. Б. К вопросу о влиянии музыки на
мышечную и сердечную деятельность человека //
Экспериментальные исследования по физиологии,
биофизике и фармакологии. - Пермь. 1967. - Вып. 7. - С.
111-114.
Разумов А. Н., Пономаренко В. А., Пискунов В. А.
Здоровье здорового человека. - М.. 1996.
Русинов В. С., Гриндель О. М., Брагина И. Н. Методика
исследования в физиологии труда. - М.. 1974. - С. 52-80.
Симонов П. В. Эмоциональный мозг. - М., 1981.
Фудин Н. А., Тараканов О. П., Классик С. Я. Музыка как
средство улучшения функционального состояния
студентов перед экзаменом // Физиология человека.
- М., 1996. - Т. 22, №2. -С. 1-9.
Шушарджан С. В., Сеиченко Л. М. Комплексное
применение рефлексе- и музыкотерапии //
Поволжская учредительная и 1-я
Научно-практическая конф. по традиционной
медицине: Тез. докл. - Казань. 1993. - С. 123.
Шушарджан С. В. Здоровье по нотам. - М.. 1994.
Шушарджан С. В. Физиологические особенности
воздействия вокалотерапии на организм человека:
Дис. ... канд. мед. наук. - М., 1994.
Шушарджан С. В. Опыт применения вокалотерапии в
клинике внутренних болезней. - СПб.. 1995.
Шушарджан С. В., Шушарджан Р. С. Компьютерный
анализатор звуковых сигналов СШ-1 //'
Экологофизиологические проблемы адаптации:
Материалы 8-го Всероссийского симпозиума. - М.. 1997.
- С. 172.
Шушарджан С. В. Музыкотерапия и резервы
человеческого организма. - М., 1998.
Шушарджан С. В. Психофизиологические и
биофизические основы
адаптогенно-восстановительных эффектов
музыко-вокалотерапии: Дис. ... д-ра мед. наук. - М..
1994.
Шушарджан С. В., Шушарджан Р. С. Исследование
влияния различных видов музыкальных воздействий
на жизнедеятельность культивируемых клеток
меланомы В КО. как модель изучения
неспеиифического акустико-биорезонансного
эффекта//Теоретические и клинические аспекты
биорезонансной и мультирезонансной терапии: Сб.
докл. 5-й Международной конф. - М.. 1999. - С. 250-260.
Alvin J. Some aspects of music therapy in the social integration of the handicapped child
// Excerpta Med. Sect. Rehab. - 1976. - Vol. 19. N 1. - P. 7.
Alvin J. Music Therapy. - 1966.
Haschec H. Music and medicine // Wien. med. Waschr. - 1978. - Bd 128. N 1. - S. 1-9.
Huppmenn G. Pocibilities of music therapy in internal medicine // Med. Klin. - 1977. - Bd
72. N 51-52. - S. 2186-2199.
Jores A. Practische Psychosomatik. - Bern. 1981.
Licul F. Music Therapy // Lijesen. Vjesn. - 1974. - Vol. 96. N 10-11. - P. 675-684.
Nordoff P., Robbins C. Music Therapy in Special Educations- MacDonald fir Evans LTD. -
London. 1975.
Nordoff P., Robbins C. Musik als Therapie fur behindene Kindder. - Kiett-Cotta, 1983.
Priestly M. Music Therapy in Action. - London. 1975.
Schanilcova J. Experience of musictherapy application in regime treatment // Cick.
Psychiat. - 1977. - Vol. 73. N 2. - P. 100-103.
Schwabe C. Music therapy - therapeutic music pedacogy- teaching of music. An attempt of
difination // Psychiat. Neurol. med. Psvchol. - 1974. - Bd 26. N 12. - S. 705-713.
Von Carvalho Garten, Garten N. // Akupunktur. - 1989. - Bd 17. N I. - S. 22-24.
Статья опубликована в "КЛИНИЧЕСКАЯ
МЕДИЦИНА" 3, 2000. © С. В. Шушарджан. 2000
|