Проблему
художественного творчества душевнобольных
традиционно можно рассматривать в нескольких
аспектах.
Во-первых, как
специфическую область психиатрической
диагностики. Изучение изобразительного
творчества, прежде всего рисунков, психически
больных представляет один из существенных
вспомогательных методов исследования клиники
психических болезней; поскольку в этом
творчестве, как в зеркале, отражается внутренний
мир больного, его переживания и психические
расстройства.
Во-вторых, занятие
художественным творчеством, в первую очередь
рисованием, можно рассматривать как один из
видов лечебно-коррекционной работы. Оно
позволяет ослаблять аутистические установки,
переключая пациента с односторонних интересов и
патологических связей на различные предметы и
явления окружающей действительности;
способствует “отреагированию” болезненных
переживаний; гармонизирует психическую
деятельность (осмышление дифференцированного
восприятия предметов и явлений, цвета, формы,
пропорций, различия и сходства и т.д.)
Наконец, занятие
художественным творчеством рассматривается как
один из видов стимуляции в процессе адаптации
психически больных, преодоления явлений
“госпитализма”, улучшения коммуникации. В этом
смысле все более широкое использование
арт-терапевтических техник отражает
происходящую переориентацию отечественной
психиатрии с медико-биологической на
психосоциальную модель, формирование новых
подходов лечебно-реабилитационной работы.
В 2000 году в СППБ №1
им.П.П.Кащенко была открыта студия
художественного творчества. Помещение площадью
90 кв.метров в одном из лечебных корпусов было
оснащено необходимым оборудованием (мебель –
столы, стулья, шкафы, полки; мольберты, краски,
кисти, аэрограф и другие принадлежности;
оффортный станок и компьютер). Работу возглавили
два социальных работника – профессиональные
художники.
Пациенты, направляемые
из различных отделений (как реабилитационных,
так и “острых”) формируются в гетерогенные (по
полу, возрасту, нозологии) группы численностью от
8 до 16 человек, которые занимаются в студии три
раза в неделю; продолжительность занятий – до 3-х
часов в день.
Работники студий, не
являясь медицинским работниками, тем более,
психиатрами, не ставят своей задачей оценивать
творчество пациентов с диагностических позиций
или предлагать жесткие лечебно-коррекционные
методы. Их цель заключается в организации досуга
пациентов “по свободному выбору” в форме
творческого самовыражения.
Все это требует
индивидуальной работы с каждым студентом.
Пациент может выражать свои чувства и
переживания в форме, которую выбирает сам или
которую мы совместно с ним обсуждаем и пытается
конструировать. Один пациент может часами
увлеченно создавать на бумаге мир своих
представлений, воспоминаний, фантазий и
нуждается только в молчаливом бережном
соучастии. Другой – просит подсказать ему тему
рисунка или технический прием, который дает
возможность лучше изобразить желаемое. Не
заостряя внимание на художественной ценности и
техническом совершенстве работы, мы всегда с
одобрением отмечаем удачный выбор цвета,
фактуры, демонстрируем рисунок всей группе,
стимулируя положительные отклики.
Важным элементом
студийной работы мы считаем общение между
студийцами, складывающееся в процессе
совместной работы. Из “закрытых” отделений они
попадают в дружескую и теплую атмосферу,
лишенную психиатрической атрибутики и жестких
неархических правил, наполненную новыми
ролевыми ситуациями. Все студийцы радуются
успехам друг друга, обсуждают свои и чужие работы
за чаепитием, проявляют взаимопомощь. Некоторые
пациенты приводят в студию своих родственников и
даже после выписки продолжают поддерживать
отношения с нами и другими студийцами, приезжают
в больницу, образуя неформальный “клуб бывших
пациентов”.
Виды техник, в которых
работают студийцы, разнообразны – рисунки
цветными карандашами и гуашью, акварельные
краски, масляная живопись. Один из пациентов, в
прошлом довольно известный иконописец, создает
иконы для отделений и будущего иконостаса
больничной церкви, которую планируют
восстановить. За прошедшее время через студию
прошло более двухсот пациентов, результатом
труда которых стало около шести тысяч единиц
художественной продукции.
Надо отметить, многие
из наших пациентов в своих работах проявляют
необычайную одаренность. В их рисунках и
картинах есть искренность и оригинальность,
загадочность и трагизм, наивность и тонкая
ирония. Неслучайно долгие годы творчество
душевнобольных находится в сфере активного
внимания искусствоведов и художников.
Мы используем каждую
возможность познакомить людей с творчеством
наших пациентов. В процессе подготовки к
выставкам мы обязательно спрашиваем согласие
авторов работ, и, как правило, такое согласие
сопровождается энтузиазмом. В 2001 году студия с
успехом была представлена на выставке в музее
аутсайдеров в Москве. В этом году мы планируем
организовать выставку работ студийцев в одном из
музеев С-Петербурга. Интерьер ряда лечебных
отделений преобразился благодаря работам
пациентов, выполненным в нашей студии. Многие
студийцы стали героями газетных публикаций,
телепередач и цикла радиопередач радиостанции
Би-Би-Си.
В начале нашей работы
мы опасались, что обстановка “настоящей”
художественной студии отпугнет пациентов,
вызовет чувство несостоятельности и негативизм.
Но опыт показал обратное: атмосфера мастерской,
где находятся инструменты, мольберты, рамы, книги
по искусству, воздействует положительно. Иногда
создается впечатление, что мир искусства –
единственное, что оживляет эмоции некоторых
пациентов. Один из них сказал об этом емко и
просто: “Здесь душа отдыхает”.
За время работы студии
нам удалось преодолеть и определенный
скептицизм ряда медицинских работников,
воспринимавших занятия в художественной студии
как некую “забаву”. Перестройка мышления
специалистов психиатрического учреждения в
сторону осознания приоритета психосоциальных
подходов над медико-биологическими – это тоже
смысл работы студии художественного творчества.
ЛИТЕРАТУРА
Болтырева С.А.
Рисунки детей дошкольного возраста, больных
шизофренией – М, “Медицина”, 1974
Искусство посторонних
– М, “Магазин искусства”, 2001
Назлоян Г. Зеркальный
двойник – М, “Друза”, 1994
Pictoral Language of Mental
Patients (A.Smulevich, E.Babayan, G.Morozov, V.Morkovkin) – М, 1990
Сидоров П.И.,
Мицкевич В.А., Задорина Е.Л. Применение творческих
методов в терапии нервно-психических
заболеваний (Обзор литературы) // Обозрение
психиатрии и медицинской психологии
им.В.М.Бехтерева - № 2, 1999 с.42-44