В настоящее
время здравоохранение, в целом, и
психиатрическая служба, в частности, существуют
в условиях недостаточного и нестабильного
финансирования, препятствующего выполнению
государственных гарантий по предоставлению
гражданам России медицинской помощи в
необходимом объеме, а также защиты их прав.
Судебно-психиатрическая экспертиза так же
сталкивается с рядом проблем, обусловленных как
несовершенством правовой базы, регламентирующей
производство и организацию экспертиз, так и
недостаточным финансированием, общим не только
для здравоохранения, но и правоохранительных
органов (Т.Б. Дмитриева, Е.Я. Щукина, 1997).
За последнее время
возникло достаточно много предложений по
разработке и внедрению новых моделей
организации психиатрической службы на основе
реорганизации ее планирования, финансирования и
управления (А.Л.Катков, 1991; Н.Д.Букреева,
Г.Г.Платонов, 1989-2000; G.M.Вirrell at al., 1992; R.A.Carpenter et al.,1985;
J.R. Greenly, 1992; L.C.Kolb, 1977; R.W. Manderscheid et al., 1984 и др.).
Для решения этих
проблем в стране ведутся работы по реализации
Программы по созданию и развитию системы
стандартизации в здравоохранении (21 июля 1998 г.).
Однако до настоящего времени они не затрагивали
проблем организации и производства
судебно-психиатрической экспертизы. Это в
значительной степени было обусловлено тем, что
эти проблемы должны подвергнуться серьезной
научной проработке, как судебно-психиатрической,
так и правовой.
Нами разработаны
медико-экономические стандарты организации и
производства судебно-психиатрической
экспертизы (МЭС СПЭ). Они являются инструментом
решения проблем планирования, финансирования и
управления службой СПЭ. Основные медицинские
технологии, применяемые при конкретном виде
судебно-психиатрической экспертизы, выраженные
в наборах диагностических процедур, средних
сроках ее проведения, размерах ресурсов,
вкладываемых в их реализацию, а так же оценка их
эффективности, определяемая через требования к
выносимому заключению на момент окончания
экспертизы, являются медико-экономическим
стандартом (МЭС).
Стандарты должны быть
универсальными, применимыми для системного
многомерного анализа клинической и финансовой
деятельности того подразделения (амбулаторная
либо стационарная СПЭ), для которого каждый из
них разработан. Система медико-экономических
стандартов сформирована
экспертно-аналитическим методом на сплошном
материале обследованных испытуемых.
МЭС СПЭ представляют
собой комплекс мероприятий, направленных на
диагностику психического состояния испытуемого,
его экспертную оценку и вынесение заключения,
имеющих самостоятельное законченное значение и
определенную стоимость. Для ее расчета
разработана методика определения стоимости
медико-экономических стандартов. Указанная
методика позволяет следующее:
определить стоимости
МЭС СПЭ;
определить размер
необходимых финансовых средств на организацию
судебно-психиатрической экспертной
деятельности в рамках Программы государственных
гарантий обеспечения граждан РФ бесплатной
медицинской помощью.
Она может быть
применима как в рамках бюджетного
финансирования, так и в рамках обязательного
медицинского страхования.
Экономические методы
организации судебно-психиатрической помощи с
использованием МЭС СПЭ должны реализоваться
через систему внешне и внутриучрежденческих
взаиморасчетов в рамках коллективного подряда.
Система медико-экономических стандартов СПЭ
принимает в их реализации многоролевое участие.
В первую очередь - в
виде эффективной системы оценки качества
судебно-психиатрической экспертной
деятельности. Эта роль обеспечивается
стандартами и критериями качества. Под
стандартами качества мы понимаем минимальные,
клинически обоснованные объемы диагностических
процедур, манипуляций и мероприятий. Под
критериями качества - конкретные требования,
которым должно отвечать заключение эксперта. При
нарушении уровня качества к исполнителю должны
применяться экономические санкции.
Система
медико-экономических стандартов определяет
структуру службы и необходимые финансовые
затраты на поддержание ее жизнедеятельности и
развитие, т.е. является инструментом
планирования и финансирования
судебно-психиатрической экспертной
деятельности.
Кроме того, МЭС СПЭ
являются своеобразным прейскурантом, на основе
которого могут производиться внешние и
внутренние взаиморасчеты в условиях как
коллективного подряда, так и бригадных методов
оплаты труда. На их же основе могли бы
производиться расчеты со страховыми компаниями
при переходе психиатрии в систему обязательного
и добровольного медицинского страхования.
Экономические методы
организации судебно-психиатрической экспертной
деятельности призваны способствовать:
выбору наиболее
экономичной и эффективной технологии
судебно-психиатрического экспертного
исследования;
переносу центра
тяжести в реализации судебно-психиатрической
экспертной деятельности в амбулаторные условия
при одновременном повышении качества и
интенсификации деятельности стационаров. Тем
самым, они должны привести структуру и
деятельность судебно-психиатрической
экспертной службы в соответствие с
потребностями обслуживаемого населения.
Качество
судебно-психиатрической экспертной
деятельности, эффективное использование
ресурсов психиатрической службы должны
непосредственно влиять на материальное
благополучие коллектива каждого
судебно-психиатрического экспертного
учреждения, каждого сотрудника.
Заинтересованность
каждого из них в оказании максимального объема
высококачественной судебно-психиатрической
экспертной помощи наиболее эффективным способом
обеспечивается демократизацией управления
здравоохранения. Она заключается в реальной
самостоятельности трудовых коллективов
судебно-психиатрических экспертных учреждений,
их подразделений и конкретных сотрудников в
выборе наилучших путей для достижения
поставленных целей, в установлении жесткой
экономической ответственности за конечные
результаты деятельности.
Таким образом,
применение экономических методов организации,
планирования и финансирования
судебно-психиатрической экспертной службы,
инструментом реализации которых является
система медико-экономических стандартов СПЭ,
позволит существенным образом повлиять на
качество ее деятельности и эффективность
использования имеющихся ресурсов.
Л И Т Е Р А Т У Р
А.
Букреева Н.Д., Платонов
Г.Г., Букреев Н.В. Анализ деятельности
судебно-психиатрических экспертных комиссий
Кемеровской психиатрической службы и некоторые
проблемы организации их деятельности.
//Сибирский вестник психиатрии и наркологии. –
Томск, 2000. - №1. – С.22-24.
Дмитриева Т.Б.,
Щукина Е.Я. //Российский психиатрический журнал.
– М., 1997. - №3. – С. 44-47.
Катков А.Л.
Психиатрическая служба Кустанайской области в
условиях нового хозяйственного механизма.
//Вопросы психиатрии и наркологии. - Кустанай,1991. -
С.187-188.
Платонов Г.Г., Букреева
Н.Д. Медико-экономические стандарты: критерии
эффективности психиатрической помощи.
//Социальная и клиническая психиатрия. - М.,1992. - №3.
- С.108-110.
Birrell G.M., Frazer N.A.,
Philip A.E. The Chief Scientist reports...Voluntary agency support for people with mental
health problems. //Health Bull. (Edinb.).-1992.-Vol.50,N3.-P.270-277.
Carpenter R.A., Bogenga K.W., Schaible
T.C. Evolution of a prepaid mental health plan for business. //Cоmmun. Ment.
Health.-1985.-Vol.21,N2.-P.94-108.
Carpinielo B., Carte M.J., Rudas N.A. //
Acta Psychiat. scand.- 1989.-Vol.80,N5.-P.445-450.
Greenly J.R. Neglected organisation and
management issnes in mental Health systems development. //Commun. Ment. Health
J.-1992.-Vol.28,N5.-P.371-384.
Kolb L.C. The future shape
of the mental health Service in the State of New-York. //Bull. №4 - Acad.
Med.-1977.-Vol.53,N7.-P.628-642.
Manderscheid R.W., Witkin
M.J. et al. A review of trends in mental health services. //Hosp. Commun.
Psychiat.-1984.-Vol.35,N5.-P673-674.