Трудные
социально-экономические условия в России в
значительной мере осложняют реальность, что
способствует потере чувства безопасности у
большинства населения нашей страны. Возникает
реальная проблема страха перед
действительностью. Этот страх порождает
стремление уйти от реальности. В большей степени
этому страху подвержены люди с низкой
переносимостью трудностей и низкими
адаптационными способностями. В поисках средств
защиты от напряжения, дискомфорта, стресса такие
люди часто прибегают к стратегиям аддиктивного
поведения.
В сложившихся условиях, на наш взгляд,
особого внимания заслуживают проблемы
профилактики употребления психоактивных
веществ (ПАВ) в подростковом возрасте, т. к. этот
возрастной период характеризуется немалым
количеством кризисных явлений. Подростков
настораживают и пугают происходящие с ними
пубертатные изменения и изменения в
психологических процессах. Но наряду со
сложными, порой непредсказуемыми особенностями,
в подростковом возрасте формируются такие
важные качества, как стремление познать себя и
других, поиск идентичности, желание
самоутвердиться, формирование нравственных
убеждений и рефлексия. Обращение к этим
качествам могло бы стать значимым этапом в
профилактике аддиктивного поведения.
Естественные
социально-психологические особенности
подросткового возраста занимают значимое место
среди причин
,
обуславливающих приобщение подростков к
употреблению психоактивных веществ. Такие
характерные для подростков черты как реакция
группирования со сверстниками и следование
принятым в группе установкам, склонность к
рискованному поведению, реакции эмансипации и
подражания, сами по себе являются провоцирующими
к экспериментированию с психоактивными
веществами.
Естественно, что особо остро проблема
приобщения к психоактивным веществам
наблюдается у подростков так называемой
"группы риска" (дети из семей алкоголиков,
наркоманов, девиантные, беспризорные подростки).
Однако, в силу психологических особенностей
возраста и сложившейся социальной ситуации
(доступность наркотиков), каждый подросток
сегодня может столкнуться с этой проблемой.
Противостоять распространению
наркопотребления среди детей и подростков может
только грамотно построенная, многоуровневая и
целенаправленная профилактическая работа.
Причем главными субъектами первичной
профилактики должны быть не только
представители "группы риска", а все без
исключения подростки и, желательно, их родители.
Основная стратегическая цель
первичной профилактики наркозависимости
заключается в работе по снижению спроса на
психоактивные вещества, выработке осознанного и
ответственного поведения подростка, а так же в
создании в молодежной среде ситуации,
препятствующей возникновению интереса к
наркотику и его употреблению.
Формы проведения профилактических
мероприятий среди подростков отличаются большим
разнообразием. В настоящее время выделяют 3
основных модели первичной профилактики
употребления ПАВ.
Первая модель - медицинская (иногда
называют моделью ЗОП (знание, отношение,
поведение)), которая полностью построена на
информировании школьников и является чисто
когнитивной.
Вторая модель - образовательная, в
основе лежит основной принцип: решение
относительно здорового образа жизни должно
приниматься на основании достоверной информации
лично подростком.
Третья модель профилактики - социально-психологический
тренинг, направленный на расширение жизненной
компетенции и выработку антинаркотических
защитных барьеров у подростков.
Для того, чтобы профилактическая
работа действительно имела результат, необходим
поиск, разработка и внедрение новых, современных
форм проведения такой работы. Опыт сотрудников
подростковой наркологической службы КОНД
показал, что наиболее эффективной формой
профилактической работы является проведение
групповых тренингов. Именно работа в режиме
тренинга обеспечивает максимальную активность,
эмоциональную, когнитивную и поведенческую
вовлеченность участников в обсуждаемую
проблему, создает условия для открытого,
доверительного общения и восприятия информации,
способствует выработке навыков безопасного
поведения в провоцирующих ситуациях, умению
противостоять давлению наркотической среды,
способствует формированию самостоятельности и
ответственного принятия решения.
Проводимая в форме тренинга
профилактическая работа направлена на
прояснение собственного отношения к проблеме
наркопотребления и, как следующий шаг, на
формирование устойчивой отрицательной позиции к
употреблению наркотиков.
Осуществляемый нами тренинг
разработан на основе программ “Будущее без
наркотиков” (С.-Петербург). В
проведении
тренинга задействованы психологи и врачи
подростковой наркологической службы города
Кирова. Начиная с 2002г. было
сформировано и проведено 15
социально-психологических тренингов в учебных
заведениях г.Кирова для подростков 9-11 классов
(школы №№ 21 и 43).
Основной акцент в
программе тренинга сделан:
- на предоставление достоверной
информации о свойствах человеческой психики и
личности, зависимостях соответствующих возрасту
;
- на расширение
возможностей самопознания и развития
позитивного образа "Я", построение
жизненной перспективы;
- на обучение
подростков эффективным стратегиям и способам
поведения. Обучая навыкам уверенного поведения,
мы помогаем подростку осознать ощущение
уверенности, стабилизировать его личность
;
- на формирование
способности и готовности к отказу, а также
навыков ответственного поведения к личностным
выборам. Отрабатываются формы эффективного
поведения в провоцирующих ситуациях: навыки
противостояния давлению группы, отстаивания
собственного мнения, навыки отказа
;
- на взаимодействие с
родителями, что предполагает повышение
родительской компетенции и сензитивности к
подросткам
;
- на повышение
коммуникативной компетентности, т.е. способности
устанавливать и поддерживать контакты с другими
людьми, свободно высказывать свои мысли и
выражать чувства.
Предлагаемый нами план тренинга
состоит из одного или нескольких занятий,
имеющих определенное тематическое содержание.
Эффективность занятий наиболее высокая, когда в
тренинговой группе занимается не более 15
человек. В ходе тренинга используются такие
методы работы как: “мозговой штурм”, групповая
дискуссия, проективные техники, техники
психодраммы, гештальт-терапии, поведенческой
терапии, психогимнастика.
Цель тренинга: обозначить
проблемы, связанные с наркоманией и
предупреждение первого употребления наркотиков
и других психоактивных веществ.
Задачи тренинга:
- повышение уровня информированности детей о
проблеме наркомании;
- изменение отношения детей к наркомании;
- умение сказать "Нет наркотикам";
- формирование мотивации к сохранению здоровья.
Тренинг включает:
- введение, в состав которого входят
игра-разминка, подвижные упражнения, знакомство
в группе, сообщение тренером условий тренинга,
правил работы;
- оценку уровня информированности участников, их
личного опыта;
- игру "Спорные утверждения" в ходе которой
участникам предоставляется возможность
высказать свое мнение по самым острым вопросам;
- игру "Ассоциации", в ходе которой
оценивается характер эмоционального восприятия
зависимости подростками;
- игру "Словесный портрет", где на основе
выработанных ассоциаций участники описывают
образ человека, злоупотребляющего
психоактивными веществами;
- ролевую игру "Марионетки", в которой
участникам предоставляется возможность
почувствовать себя в роли "ведомого",
человека, лишенного права самостоятельного
волеизъявления;
- игру "Отказ", в рамках которой участники
отрабатывают тактику вежливого, мотивированного
отказа от предложений сверстников и старших
"попробовать" ПАВ;
- Завершение работы.
Подобный набор игр обусловлен важной
последовательностью событий, положенных в
основу сценария тренинга: от ознакомления с
проблемой, постановки вопроса через
эмоциональные переживания личного и
микросоциального уровня к мотивированному
отказу от ПАВ.
Опыт проведения тренингов убедил нас в
том, что в отличие от традиционных форм
профилактической работы - лекций и бесед, в ходе
тренинговой работы подростки проявляют
несоизмеримо более высокую активность,
заинтересованность и включенность в
профилактический процесс. По данным некоторых
исследователей выявлено, что усваиваемость
полученного материала в процессе лекций – 5 %, а
при участии в тренинге–60-80 %
Тренинговые занятия помогают
подросткам лучше осознать те особенности своей
личности, которые могут способствовать началу
наркотизации: неумение противостоять давлению
группы, неуверенность в себе и т.п.
В настоящее время наркотики стали той
реальностью, с которой может столкнуться каждый
молодой человек, и единственным способом защиты
от них является личностная зрелость. Поэтому
проводимые профилактические мероприятия должны
быть направлены на развитие личности подростка,
что предполагает умение нести ответственность
за собственную жизнь и свое поведение,
справляться с жизненными проблемами без
использования психоактивных веществ. В связи с
этим, разработанный нами тренинг, является
первой ступенью пролонгированной
психокоррекционной работы с выходом на группы
личностного роста.