А.Р.Лурия в книге
“Основы нейропсихологии” писал: “…При
различных по локализации мозговых поражениях
сложная структура речевой деятельности может
ломаться в различных звеньях и приводить к
различным речевым дефектам…”.
Одним из самых тяжёлых последствий
поражения головного мозга является эпилепсия,
которая, как правило, является результатом
раннего поражения ЦНС, но возникнуть может в
любом возрасте, если для этого имеются
провоцирующие условия, вредные влияния внешней
среды, наследственные заболевания, соматические
заболевания с высокой температурой, менингиты,
энцефалиты, нейроинфекции, травмы.
В зависимости от степени и характера
поражения головного мозга, локализации очага
поражения, его глубины и распространенности,
имеется несколько форм эпилепсий, которые
по-разному проявляются, по-разному действуют на
психические процессы, в целом на организм, на
становление личности, особенности развития
ребенка, на его объем знаний.
У детей, страдающих эпилептическими
приступами различного типа, речевые нарушения
также в большинстве случаев имеют свои
характерные особенности.
Обследование речи детей необходимо
проводить многократно, в динамике и в
зависимости от состояния больного. Для
обследования необходимо использовать один и тот
же набор дидактического материала, предметных и
сюжетных картин. Все это необходимо для
определения причины речевых особенностей
ребенка . Трудность в
обследовании и особенность речевой диагностики
этих детей является модулирующее, неустойчивое
состояние речи, моторики у ребенка, которое
проявляется по-разному в разные периоды, в
зависимости от частоты приступов, их тяжести,
последующего общего состояния.
Началом работы является сбор
подробных анамнестических сведений о раннем
этапе развития ребенка. Важно знать, что ребенок
умел, знал, его моторные возможности до начала
заболевания и как изменялись они во время его
течения. Часто с началом заболевания резко
замедляется интеллектуальное и речевое
развитие, дети могут постепенно утрачивать,
приобретённые знания и навыки. При обследовании
необходимо учитывать еще и то, что у ребенка
изначально может быть раннее органическое
поражение головного мозга, и, как правило,
задержка речевого развития или общее нарушение
речи.
Таким образом, специфические
особенности нарушения речи при эпилепсии уже
наслаиваются на разного рода изначальную
речевую патологию.
Для установления характера речевой
патологии было обследовано 116 детей, находящихся
на стационарном лечении в НИПИ им. В.М. Бехтерева
с октября 2001 года по 2003 год. Нарушения речи были
выявлены у 85% детей. Учитывались следующие формы
речевых расстройств: дислалия, дизартрия или
стёртая форма дизартрии, расстройства голоса,
моторная, сенсорная алалия, детская афазия,
задержка речевого развития (ЗРР), общее
недоразвитие речи при задержке психического
развития (ЗПР), общее недоразвитие речи (ОНР I,
II, III уровня), заикание, нарушение
темпа и ритма речи.
Для парциальной формы эпилепсии
характерными речевыми нарушениями являются
расстройства по типу олигофазии. У больных
снижается речевая активность, затрудняется
способность к длительному речевому
высказыванию. Обедняется, снижается способность
к лексико-грамматическим построениям фразы.
Ребенок с трудом выражает свои мысли, не может
подобрать нужное слово, построить фразу, нередко
употребляются слова с наибольшим количеством
слогов: уменьшительно – ласкательные слова
(кошечка, супчик), деепричастия (заглядевшись,
работавши). Дети используют для выражения мыслей
жесты, вводные слова, нарастает обеднение
активного словарного запаса, усиливаются
проявления амнестической афазии (не может
назвать обычный предмет), где подсказка первой
буквы или слога помогает
называнию. Одно из частых расстройств –
нарушение словесной памяти (амнестико –
афатические нарушения). Больной не помнит
задаваемых ему слов, не может пересказать
прочитанный текст, в экспрессивной речи
использует односложные выражения, короткую
фразу, речевой штамп. Олигофазии появляются в
тяжелых случаях течения эпилепсии, как
проявление прогредиентного, злокачественного
течения болезни.
Наиболее грубые, тяжелые речевые
нарушения – сенсо-моторные афазии, когда
эпилептический очаг находится в левой височной и
лобной областях. Заболевание начинается остро –
нарушается понимание речи, экспрессивная речь
становится маломодулированной, обедняется.
Наиболее показательным является то, что детские
афазии носят нестойкий характер, так как речевая
функция к моменту начала приступов уже
сформировалась. Примерно у каждого десятого
пациента, страдающего эпилепсией, имеется
заикание различной степени тяжести,
тоно-клонического характера. Заикание имеет
определенную зависимость от эпилептических
приступов, чем чаще приступы, тем выраженнее
заикание. Лечение эпилепсии в сочетании с
логопедическими занятиями обуславливает
коррекцию речевой функции, таким образом,
определяется зависимость состояния речи от
состояния эпилептической активности.
У больных с миоклонической формой
эпилепсии в речевых нарушениях на первый план
выступает выраженное нарушение темпа речи,
слабость артикуляции, фонации. Речь в
зависимости от тяжести течения заболевания,
“спотыкающаяся”, “прерывистая”, голос тихий,
дрожащий, затухающий, маломодулированный.
Наблюдается клоническое или тоно-клоническое
заикание. При увеличении речевой нагрузки речь
становится смазанной, “прерывистой” в начале,
середине и конце фразы. Экспрессивная,
спонтанная речь становится невозможной.
Из всего многообразия речевых
нарушений при эпилепсии необходимо выделить
речевые нарушения при малой форме эпилепсии,
абсансной, которая характеризуется
кратковременными, секундными отключениями
сознания, и не всегда заметны для окружающих. По
своим последствиям эта форма, как правило,
наиболее благоприятна, и не “несет”
разрушительных последствий для психики ребенка,
его умственного и речевого развития. Речевое
развитие этих детей, как правило, в норме или
имеется легкая задержка.
Таким образом, при парциальной форме
эпилепсии чаще наблюдается псевдобульбарная
дизартрия, а у больных с миоклонической формой
эпилепсии подкорковая (мозжечковая и
гиперкинетическая формы). При лобной и височной
локализации очага – амнестико-афатические
нарушения. Общим является то, что экспрессивная
речь больных остается относительно сохранной,
хотя и обедненной по объему словаря и
синтаксических конструкций. Разборчивость речи
несколько снижена, замедлен темп речи.
Дифференциация нарушений в основном наблюдается
в начальной и развернутой стадии заболевания.
При длительности заболевания более пяти лет на
первый план выходит брадилалия, обеднение
словарного запаса и синтаксических средств
выражения мысли (олигофазия).
Определение характера речевых
нарушений в зависимости от формы эпилепсии, в
настоящее время имеет большое значение в связи с
постоянным усложнением и дифференциацией
школьного обучения. Нарушения письменной речи
(дисграфии) у детей, страдающих эпилепсией,
являются распространенным речевым
расстройством.
Логопедическая работа должна носить
дифференцированный характер, учитывающий
механизм нарушения речи, его симптоматику,
структуру дефекта и психологические особенности
ребёнка.
|