СУДЕБНАЯ ПСИХОЛОГО-ПСИХИАТРИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА ПО ДЕЛАМ, СВЯЗАННЫМ С ЗАЩИТОЙ ИНТЕРЕСОВ РЕБЕНКА

Ф.С. Сафуанов

Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В.П.Сербского, Москва

Психосфера


В связи с интенсивным ростом назначаемых комплексных судебных психолого-психиатрических экспертиз (КСППЭ) по гражданским делам в последние годы представляется актуальным выделение данного вида экспертизы как отдельного направления, имеющего определенные точки соприкосновения с судебно-психиатрической экспертизой и вместе с тем имеющего свой предмет, экспертные понятия, методы исследования. В основном такого рода экспертизы проводятся в рамках Гражданского кодекса РФ по делам о признании сделок недействительными (ст.177,178). Экспертизы при разрешении дел по Семейному кодексу РФ назначаются судами гораздо реже.

Между тем, в Семейном кодексе существует целый комплекс проблем, связанных с правом на воспитание детей и защитой их интересов – ст.24,65,66,68 (споры, связанные с правом на воспитание детей), 73,76 (ограничение родительских прав), 140-141 (усыновление ребенка). Все эти проблемы, и в первую очередь – споры, связанные с правом на воспитание детей при раздельном проживании родителей (ст.24,65 СК РФ) – являются объектом комплексного судебного психолого-психиатрического экспертного исследования.

При этом можно выделить три важных обстоятельства.

Во-первых, это совместное применение познаний в научной психологии и в психиатрии при четком разделении компетенции экспертов-психологов и экспертов-психиатров на разных этапах проведения экспертизы.

Во-вторых, при проведении данного вида экспертизы важна не только актуальная, но и ретроспективная и прогностическая экспертная диагностика и оценка изучаемых явлений.

В-третьих, и это главное, обсуждаемая разновидность экспертизы в гражданском процессе является не только диагностической, но и ситуационной. С позиций судебной экспертологии, ее отнесение к классу диагностических экспертиз обусловлено установлением юридически значимых признаков отдельных исследуемых объектов, в качестве которых выступают психические особенности участников спорного правоотношения (индивидуально-психологические особенности, особенности психической деятельности родителей, уровень и особенности психического развития ребенка). В то же время судебная психолого-психиатрическая экспертиза является ситуационной, поскольку она носит комплексный характер, и для нее характерно установление комплекса клинико-психологических особенностей родителей и ребенка, их поведения, их взаимоотношений, на основе анализа которых и слагается целостная психологическая картина семейной ситуации.

Основываясь на этих обстоятельствах, характеризующих КСППЭ по спору раздельно проживающих родителей о месте жительства ребенка (детей), можно выделить три этапа экспертного исследования.

Этап I. Индивидуальная диагностика членов семьи. Основными задачами, решаемыми на данном этапе экспертизы, являются:

Экспертная диагностика индивидуально-психологических особенностей каждого из родителей (отца и матери, или других фактических воспитателей), возможного психического расстройства каждого из родителей, и, при их выявлении, выделение личностных особенностей, обусловленных характером и течением психического расстройства. Правомерность выделения данной задачи обусловлена требованием ч.3 ст.65 СК РФ при судебном разрешении спора между родителями учитывать “нравственные и иные личные качества родителей”.

Экспертная диагностика индивидуально-психологических особенностей ребенка, особенности и уровень психического развития ребенка. В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 г. № 10 “О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей” указывается, что к числу обстоятельств, которые необходимо устанавливать при рассмотрении подобных дел, относится “возраст, особенности психического развития ребенка”.

При диагностике клинико-психологических особенностей каждого из родителей в компетенцию эксперта-психолога входит определение их индивидуально-психологических особенностей, а в компетенцию эксперта-психиатра – установление наличия или отсутствия каких-либо психических расстройств. В случае, если у одного родителя (или у обоих) обнаруживается какое-либо психическое расстройство, совместной компетенцией психолога и психиатра будет являться определение тех личностных особенностей, которые обусловлены характером выявленной психической патологии, и их влияния на поведение. При психодиагностике ребенка к компетенции эксперта-психолога относится определение его индивидуально-психологических особенностей, к компетенции эксперта-психиатра – установление или исключение патологии или отставания в психическом развитии, а к сфере совместной компетенции (при диагностике дизонтогенеза) – интегративное заключение о клинико-психологических особенностях психического развития.

Основой диагностики на первом этапе комплексного экспертного исследования является ретроспективный анализ особенностей психического развития каждого из участников процесса, а также актуальная клинико-психологическая оценка их личностных, эмоционально-волевых, мотивационных, интеллектуальных особенностей, когнитивных способностей. Необходимость ретроспективной диагностики определяется тем, что без анамнестических данных невозможно установить индивидуально-психологические особенности каждого из членов семьи, возможные психические расстройства у них, а также патологически обусловленные нарушения возрастного психического развития ребенка. Кроме того, необходимо учитывать, что, как правило, сложившаяся конфликтная ситуация в семье определяет высокий уровень эмоциональной напряженности каждого из ее членов, влияющий на их актуальное психическое состояние и поведенческие проявления, поэтому выявляемые, к примеру, в экспериментально-психологическом исследовании личностные особенности членов семьи могут отражать не их стабильные качества, а ситуационно обусловленные особенности. Для обоснованного прогноза особенностей психического развития ребенка и особенностей поведения каждого из родителей в будущем следует учитывать этот фактор, предполагая, что после судебного решения и завершения конфликта эмоциональные состояния ребенка и воспитывающего его родителя изменятся.

Этап 2. Ситуационная диагностика семейных отношений. На данном этапе индивидуальная экспертная диагностика уже используется для анализа ситуации семейных взаимоотношений членов семьи в целом. Ситуационный анализ семейных отношений основывается на решении следующих основных задач комплексного клинико-психологического исследования:

Экспертная диагностика взаимоотношения ребенка с отцом и ребенка с матерью (диагностика попарных взаимоотношений ребенка с каждым из родителей). Как следует из ч.3 ст.65 СК РФ, суд при разрешении спора между родителями о месте жительства ребенка должен учитывать “отношения, существующие между каждым из родителей и ребенком”.

Экспертная диагностика отношения ребенка к каждому из родителей, а также к другим членам семьи. Постановка данной задачи определяется необходимостью при судебном разбирательстве выяснения “привязанности ребенка к каждому из родителей, братьям и сестрам” (ч.3 ст.65 СК РФ). Суд при определении привязанности ребенка к другим членам семьи не должен опираться только на объяснения сторон, в том числе и ребенка, без необходимой их оценки и проверки, в основу решения суда должны быть положены все доступные доказательства по делу. Известно, что нередко на ребенка перед его опросом оказывают давление родственники, учат его, что говорить на судебном разбирательстве, – поэтому для установления не декларируемого, а истинного отношения ребенка к членам своей семьи необходимо решение данной экспертной задачи.

Экспертная диагностика психологических отношений родителей между собой, определение характера психологического конфликта между ними. Как указывается в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 г. № 10 “О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей”, при рассмотрении спора между родителями необходимо, наряду с иными обстоятельствами, установить “характер взаимоотношения родителей”, при этом, “если спор о праве на воспитание детей возник в связи с расторжением брака, следует обратить внимание на причины семейного конфликта”.

Решение задач второго этапа комплексного экспертного исследования является в основном прерогативой эксперта-психолога, однако при выявленном влиянии на взаимоотношения между членами семьи психических расстройств кого-либо из них будет входить в совместную компетенцию психологов и психиатров. Основой экспертной оценки семейных отношений, как и на первом этапе, является ретроспективная и актуальная их диагностика.

Этап 3. Прогностическая клинико-психологическая оценка психического развития ребенка. Этот этап комплексного судебного психолого-психиатрического экспертного исследования является завершающим, на нем синтезируются данные первого и второго этапов экспертизы и вырабатывается комплексная клинико-психологическая прогностическая оценка психического развития ребенка. На завершающем этапе экспертизы основным является решение следующих задач:

Экспертная прогностическая диагностика особенностей психического развития ребенка с учетом индивидуально-психологических особенностей каждого из родителей, особенностей их стиля воспитания, а также с учетом индивидуально-психологических особенностей ребенка, уровня и характера психического развития, его отношения к каждому из родителей. В широком смысле эта задача соподчинена судебному установлению возможности каждого из родителей “создания ребенку условий для воспитания и развития” (ч.3 ст.65 СК РФ). Необходимые условия для нормального и всестороннего психического развития ребенка, обеспечения его интересов (ст.54 СК РФ), не сводятся только к его материальному содержанию, важное значение приобретают особенности воспитания, которые исключают пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей (ч.1 ст.65 СК РФ), патологические стили воспитания (типа гипер- и гипоопеки и др.).

Согласно ч.3 ст.65 СК РФ, спор между родителями о месте проживания ребенка решается судом “с учетом мнения детей”. Право ребенка выражать свое мнение и быть заслушанным в ходе судебного разбирательства отражено в ст.57 СК РФ, при этом “учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам”. Данное обстоятельство диктует необходимость при судебном разрешении спора между родителями учитывать мнение ребенка о месте его проживания с учетом особенностей и уровня возрастного психического развития ребенка, а также влияния на его психическое состояние сложившейся конфликтной ситуации. В связи с этим еще одной задачей заключительного этапа экспертного исследования является диагностика способности ребенка к выработке и принятию самостоятельных решений.

На третьем этапе комплексная клинико-психологическая оценка психического развития ребенка, опираясь на данные, полученные на первых двух этапах путем ретроспективной и актуальной диагностики, является уже полностью прогностической. На данном этапе в ходе совместного обсуждения члены экспертной комиссии – психологи и психиатры – интегрируют все результаты, полученные в ходе клинико-психологического исследования.

Заключение комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы по делам о спорах между раздельно проживающими родителями о месте жительства детей может выступать прямым доказательством по делу и оценивается судом при разрешении спора в совокупности с другими доказательствами.

 

 

 
Главная страница Об авторе Публикации Библиотека
МКБ-10 Кемеровская психобольница Психологические тесты

Идея и дизайн Богданов Я.В., 2001г.

 

Сайт управляется системой uCoz