ФОРМА ЭПИЛЕПСИИ И ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ О СЕБЕ

Семенова С.В.

Психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева,Санкт-Петербург

Психосфера


Были исследованы специфические особенности формирования самосознания у подростков, больных эпилепсией. Рассмотрена зависимость структуры Я-концепии от длительности, формы и степени тяжести заболевания.

Экспериментальную группу составили 78 подростков 12-15 лет, находившихся на стационарном лечении в отделении детской психиатрии Санкт-Петербургского научно-исследовательского психоневрологического института им. В.М. Бехтерева с диагнозом эпилепсия. Исследовались больные без выраженных личностных и интеллектуальных нарушений, имеющие диагноз “Эпилепсия без изменений личности и познавательных способностей”. Ограничений для включения в группу по длительности и степени тяжести протекания заболевания не было. Контрольную группу составили 94 школьника того же возраста

Длительность заболевания варьировалась от 6 месяцев до 13 лет. Меньше года болели 6 человек (8%) , от года до трех - 48 человек (62%) и больше пяти лет - 24 человека (30%). Группа детей, болеющих более пяти лет, и тем не менее не имеющих нарушений познавательных способностей и изменений личности является неоднородной по своему составу. В нее вошли дети, имеющие стойкую ремиссию более трех лет с последующей экзарцебацией процесса в подростковом возрасте; дети, получавшие длительное время неадекватную или недостаточную терапию, которая уменьшала количество приступов, но не позволяла добиться стойкой ремиссии; дети, имевшие редкие приступы 1-2 раза в год. По тяжести протекания заболевания все пациенты были разделены на три группы. Тяжесть течения определялась по частоте приступов и чувствительности к противосудорожной терапии. Первая группа - это относительно благоприятное протекание заболевания, то есть была достигнута ремиссия приступов (более одного года). Вторая группа со стационарным течением заболевания и нестойкой ремиссией (менее одного года) или сокращением частоты приступов на 70% и более. Третья группа - больные с прогредиентным течением эпилепсии, резистентным к терапии. По тяжести течения заболевания больные распределились следующим образом: у 12 (15%) подростков благоприятное, у 28 (36%) - стационарное и у 38 (49%) - прогредиентное. По особенностям лечения больные были разделены на три группы: 33 подростка (42%) получали адекватную по форме эпилепсии, но недостаточную противосудорожную терапию, 31 (40%) неадекватную форме заболевания терапию и 14 подростков (18%) не получали лечения до госпитализации. У 34 (44%) человек была диагностирована генерализованная форма эпилепсии и у 44(56%) парциальная, с различной локализацией эпилептического очага. В детском возрасте клинические проявления фокально-корковой эпилепсии очень динамичны вследствие миграции очагов пароксизмальной активности из задних в передние отделы головного мозга и формирования зеркальности очагов в правом и левом полушарии. Ввиду этого, окончательная форма может формироваться в течение нескольких лет. В связи с вышеизложенным мы сочли некорректным дробление группы больных парциальной эпилепсией на отдельные виды по типу припадков. Локализация очага поражения в правом полушарии отмечалась у 14 (18%) человек, у 22 (28%) в левом. У остальных имелись билатеральные и стволовые эпилептические очаги.

Содержание представлений подростков о себе изучалось с помощью техники Q-сортировка, методики М.Куна “Кто Я?”, опросника Оффера “Образ Я”, Цветового теста отношений и семантического дифференциала.

Результаты корреляционного анализа позволяют более полно раскрыть особенности самосознания подростков, страдающих эпилепсией.

Корреляционный анализ взаимосвязей между особенностями Я-концепции и формой заболевания позволил выявить в группе мальчиков отрицательную корреляционную связь между генерализованной формой эпилепсии и показателем рефлексивной оценки себя глазами других (r= - 0,30) и положительную связь с показателем обобщенной самооценки (r= 0,40). Это означает, что при данной форме заболевания самоотношение подростков остается достаточно сохранным, а изменяется их мнение об отношении со стороны окружающих. Возможно, это обусловлено особенностями протекания заболевания. У подростка может быть ежедневно несколько приступов, во время которых происходит кратковременное отключение сознания, уровень отключения может быть различным. Измененное состояние сознания может сопровождаться измененным восприятием окружающего мира и искаженной оценкой отношения окружающих к ним. При парциальной эпилепсии отмечается обратная ситуация, сохраняется представление о позитивном отношении со стороны окружающих людей (r= 0,30) и ухудшается самоотношение (r= -0,40). Можно предположить, что изменение отношения к себе является предвестником более глубоких изменений самосознания, а затем и личностных особенностей. Ведь известно, что при парциальных формах быстрее появляются выраженные изменения личности, чаще встречаются интеллектуальные потери. В группе девочек выявлена взаимосвязь между генерализованной формой эпилепсии и показателем сформированности сексуального Я (r= -0,30), самооценки силы Я в прошлом (r= 0,40). При парциальной эпилепсии отмечается обратная зависимость, то есть если при генерализованной эпилепсии наиболее активно формирующиеся в подростковом возрасте процессы половой идентичности не страдают, тогда как при парциальной эпилепсии имеется отрицательная зависимость между заболеванием и уровнем сформированности сексуального Я. Возникают проблемы в принятии своего пола, своей женственности, биологической роли.

Имеются корреляционные взаимосвязи оценки себя в прошлом со степенью тяжести заболевания у мальчиков, если при стационарном течении имеется отрицательная связь (r= -0,56), то при прогредиентном течении положительная связь (r= 0,37). Подростки, со злокачественным течением заболевания, оценивают свое прошлое более позитивно, чем подростки со стационарным течением эпилепсии. При стационарном течении имеется также отрицательная связь с показателем сексуального Я (r= -0,35) и показателем копинг-механизмов (r= -0,34). Степень тяжести заболевания связана с фактором силы на понятие Я и “Я глазами других”.

У мальчиков имеются положительная корреляционная связь длительности заболевания с копинг механизмами (r= 0,40) и отрицательная связь с ранговым местом на понятие “Я идеального”. Данный факт можно объяснить проявлением механизмов психологической защиты, которая заключается в пересмотре потенциальных возможностей личностного развития и снижением требований к себе. Правомерность этого предположения подтверждает положительная корреляционная зависимость между “Я идеальным” и показателем длительности заболевания до года, то есть при небольших сроках болезни идеал еще остается сохранным.

В группе девочек выявлена отрицательная взаимосвязь между длительностью заболевания и показателем профессионального и образовательного уровня (r= -0,33). Увеличение длительности заболевания приводит к усилению значимости профессиональных и образовательных планов, возможно в этом отражается как проявление гиперсоциальных установок, иногда свойственных больным эпилепсией, так и понимание сложностей, которые встанут у них при профессиональном самоопределении и отсюда субъективная ценность профессии и образования.

Степень сформированности сексуального Я как у девочек, так и мальчиков связана с адекватностью и достаточностью терапии.

Таким образом, выявлена зависимость представлений подростков о себе от длительности, формы и степени тяжести заболевания. По мере длительности заболевания все больше актуализируются защитные механизмы, уменьшающие значимость психотравмирующих факторов, например занижение идеала Я и т.п., однако необходимо отметить, что защитные механизмы далеко не всегда играют конструктивную роль и могут оказаться дезадаптирующим фактором, мешающим личностному развитию.

В целом, результаты корреляционного анализа позволили выявить специфическое своеобразие структуры самосознания каждой из рассматриваемых групп. Специфика структуры самосознания группы контроля проявилась в меньшей интегрированности, изолированности отдельных показателей, разорванности взаимосвязей. В то время, как корреляционная структура самосознания подростков, больных эпилепсией отличается значительно большим количеством связей показателей по сравнению с контрольной группой. То есть, если в контрольных группах имеется некоторая размытость структуры самосознания, то у больных подростков выявляется очень тесная, жесткая структура, имеет место так называемое “слипание” показателей, что может вызывать меньшую гибкость, большую жесткость поведения и снижение адаптации при решении сложных жизненных ситуаций.

 

 
Главная страница Об авторе Публикации Библиотека
МКБ-10 Кемеровская психобольница Психологические тесты

Идея и дизайн Богданов Я.В., 2001г.

 

Сайт управляется системой uCoz