Были исследованы
специфические особенности формирования
самосознания у подростков, больных эпилепсией.
Рассмотрена зависимость структуры Я-концепии от
длительности, формы и степени тяжести
заболевания.
Экспериментальную
группу составили 78 подростков 12-15 лет,
находившихся на стационарном лечении в
отделении детской психиатрии
Санкт-Петербургского научно-исследовательского
психоневрологического института им. В.М.
Бехтерева с диагнозом эпилепсия. Исследовались
больные без выраженных личностных и
интеллектуальных нарушений, имеющие диагноз
“Эпилепсия без изменений личности и
познавательных способностей”. Ограничений для
включения в группу по длительности и степени
тяжести протекания заболевания не было.
Контрольную группу составили 94 школьника того же
возраста
Длительность
заболевания варьировалась от 6 месяцев до 13 лет.
Меньше года болели 6 человек (8%) , от года до трех -
48 человек (62%) и больше пяти лет - 24 человека (30%).
Группа детей, болеющих более пяти лет, и тем не
менее не имеющих нарушений познавательных
способностей и изменений личности является
неоднородной по своему составу. В нее вошли дети,
имеющие стойкую ремиссию более трех лет с
последующей экзарцебацией процесса в
подростковом возрасте; дети, получавшие
длительное время неадекватную или недостаточную
терапию, которая уменьшала количество приступов,
но не позволяла добиться стойкой ремиссии; дети,
имевшие редкие приступы 1-2 раза в год. По тяжести
протекания заболевания все пациенты были
разделены на три группы. Тяжесть течения
определялась по частоте приступов и
чувствительности к противосудорожной терапии.
Первая группа - это относительно благоприятное
протекание заболевания, то есть была достигнута
ремиссия приступов (более одного года). Вторая
группа со стационарным течением заболевания и
нестойкой ремиссией (менее одного года) или
сокращением частоты приступов на 70% и более.
Третья группа - больные с прогредиентным
течением эпилепсии, резистентным к терапии. По
тяжести течения заболевания больные
распределились следующим образом: у 12 (15%)
подростков благоприятное, у 28 (36%) - стационарное и
у 38 (49%) - прогредиентное. По особенностям лечения
больные были разделены на три группы: 33 подростка
(42%) получали адекватную по форме эпилепсии, но
недостаточную противосудорожную терапию, 31 (40%)
неадекватную форме заболевания терапию и 14
подростков (18%) не получали лечения до
госпитализации. У 34 (44%) человек была
диагностирована генерализованная форма
эпилепсии и у 44(56%) парциальная, с различной
локализацией эпилептического очага. В детском
возрасте клинические проявления
фокально-корковой эпилепсии очень динамичны
вследствие миграции очагов пароксизмальной
активности из задних в передние отделы головного
мозга и формирования зеркальности очагов в
правом и левом полушарии. Ввиду этого,
окончательная форма может формироваться в
течение нескольких лет. В связи с вышеизложенным
мы сочли некорректным дробление группы больных
парциальной эпилепсией на отдельные виды по типу
припадков. Локализация очага поражения в правом
полушарии отмечалась у 14 (18%) человек, у 22 (28%) в
левом. У остальных имелись билатеральные и
стволовые эпилептические очаги.
Содержание
представлений подростков о себе изучалось с
помощью техники Q-сортировка, методики М.Куна
“Кто Я?”, опросника Оффера “Образ Я”, Цветового
теста отношений и семантического дифференциала.
Результаты
корреляционного анализа позволяют более полно
раскрыть особенности самосознания подростков,
страдающих эпилепсией.
Корреляционный анализ
взаимосвязей между особенностями Я-концепции и
формой заболевания позволил выявить в группе
мальчиков отрицательную корреляционную связь
между генерализованной формой эпилепсии и
показателем рефлексивной оценки себя глазами
других (r= - 0,30) и положительную связь с
показателем обобщенной самооценки (r= 0,40). Это
означает, что при данной форме заболевания
самоотношение подростков остается достаточно
сохранным, а изменяется их мнение об отношении со
стороны окружающих. Возможно, это обусловлено
особенностями протекания заболевания. У
подростка может быть ежедневно несколько
приступов, во время которых происходит
кратковременное отключение сознания, уровень
отключения может быть различным. Измененное
состояние сознания может сопровождаться
измененным восприятием окружающего мира и
искаженной оценкой отношения окружающих к ним.
При парциальной эпилепсии отмечается обратная
ситуация, сохраняется представление о
позитивном отношении со стороны окружающих
людей (r= 0,30) и ухудшается самоотношение (r= -0,40).
Можно предположить, что изменение отношения к
себе является предвестником более глубоких
изменений самосознания, а затем и личностных
особенностей. Ведь известно, что при парциальных
формах быстрее появляются выраженные изменения
личности, чаще встречаются интеллектуальные потери.
В группе девочек выявлена взаимосвязь между
генерализованной формой эпилепсии и показателем
сформированности сексуального Я (r= -0,30),
самооценки силы Я в прошлом (r= 0,40). При
парциальной эпилепсии отмечается обратная
зависимость, то есть если при генерализованной
эпилепсии наиболее активно формирующиеся в
подростковом возрасте процессы половой
идентичности не страдают, тогда как при
парциальной эпилепсии имеется отрицательная
зависимость между заболеванием и уровнем
сформированности сексуального Я. Возникают
проблемы в принятии своего пола, своей
женственности, биологической роли.
Имеются
корреляционные взаимосвязи оценки себя в
прошлом со степенью тяжести заболевания у
мальчиков, если при стационарном течении имеется
отрицательная связь (r= -0,56), то при прогредиентном
течении положительная связь (r= 0,37). Подростки, со
злокачественным течением заболевания, оценивают
свое прошлое более позитивно, чем подростки со
стационарным течением эпилепсии. При
стационарном течении имеется также
отрицательная связь с показателем сексуального
Я (r= -0,35) и показателем копинг-механизмов (r= -0,34).
Степень тяжести заболевания связана с фактором
силы на понятие Я и “Я глазами других”.
У мальчиков имеются
положительная корреляционная связь
длительности заболевания с копинг механизмами (r=
0,40) и отрицательная связь с ранговым местом на
понятие “Я идеального”. Данный факт можно
объяснить проявлением механизмов
психологической защиты, которая заключается в
пересмотре потенциальных возможностей
личностного развития и снижением требований к
себе. Правомерность этого предположения
подтверждает положительная корреляционная
зависимость между “Я идеальным” и показателем
длительности заболевания до года, то есть при
небольших сроках болезни идеал еще остается
сохранным.
В группе девочек
выявлена отрицательная взаимосвязь между
длительностью заболевания и показателем
профессионального и образовательного уровня (r=
-0,33). Увеличение длительности заболевания
приводит к усилению значимости профессиональных
и образовательных планов, возможно в этом
отражается как проявление гиперсоциальных
установок, иногда свойственных больным
эпилепсией, так и понимание сложностей, которые
встанут у них при профессиональном
самоопределении и отсюда субъективная ценность
профессии и образования.
Степень
сформированности сексуального Я как у девочек,
так и мальчиков связана с адекватностью и
достаточностью терапии.
Таким образом,
выявлена зависимость представлений подростков о
себе от длительности, формы и степени тяжести
заболевания. По мере длительности заболевания
все больше актуализируются защитные механизмы,
уменьшающие значимость психотравмирующих
факторов, например занижение идеала Я и т.п.,
однако необходимо отметить, что защитные
механизмы далеко не всегда играют
конструктивную роль и могут оказаться
дезадаптирующим фактором, мешающим личностному
развитию.
В целом, результаты
корреляционного анализа позволили выявить
специфическое своеобразие структуры
самосознания каждой из рассматриваемых групп.
Специфика структуры самосознания группы
контроля проявилась в меньшей
интегрированности, изолированности отдельных
показателей, разорванности взаимосвязей. В то
время, как корреляционная структура
самосознания подростков, больных эпилепсией
отличается значительно большим количеством
связей показателей по сравнению с контрольной
группой. То есть, если в контрольных группах
имеется некоторая размытость структуры
самосознания, то у больных подростков выявляется
очень тесная, жесткая структура, имеет место так
называемое “слипание” показателей, что может
вызывать меньшую гибкость, большую жесткость
поведения и снижение адаптации при решении
сложных жизненных ситуаций.