В различных
исследованиях, проведенных отечественными и
зарубежными авторами, отмечается качественное
своеобразие Я-концепции больных шизофренией:
заниженная и неадекватная самооценка, слабая
структурированность образа Я , нарушенные
границы собственного Я , искаженное
отраженное Я , низкий уровень активности,
слабая мотивация к социальным контактам
(Бурковский Г.В., Кабанов М.М., 1995, Вид В.Д., 2001,
Поляков Ю.Ф. и др. 1991, Kelly G.А.,1969). Всеми этими
авторами отмечается перспективность
использования Я-концепции для целей
психотерапии и психологической коррекции. Целью
нашей работы является экспериментальное
изучение структуры Я-концепции с позиций
теории отношений В.Н. Мясищева и разработка на ее
основе программы психологической коррекции.
Данная программа включает методы
когнитивно-поведенческой психотерапии,
арт-терапии, психогимнастики, отдельные приемы
гештальт-терапии. Мишенями психокоррекционной
программы являются когнитивный, эмоциональный и
мотивационно-поведенческий компоненты
Я-концепции. Исследование проводилось на базе
Тверского областного клинического
психоневрологического диспансера на выборке
больных шизофренией без выраженного дефекта: 46
мужчин и 42 женщины в возрасте 18-45 лет. Были
выделены основная и контрольная группы (по 44
человека), достоверно не различающиеся по
нозологическим формам, полу и возрасту. Больные
обеих групп получали сходное
психофармакологическое лечение, но в
контрольной группе психологическая коррекция не
проводилась. Для диагностики когнитивной
составляющей Я-концепции были использованы
ко-терапевтическая компьютерная система Келли-98
и Шкала дисфункциональных отношений А. Вейсмана
и А. Бека в адаптации К.Р. Захаровой (ШДО); для
исследования эмоциональной составляющей
применялась Методика исследования
самоотношения С.Р. Пантелеева (МИС); для изучения
мотивационно-поведенческой составляющей
Тест мотивации аффиляции и Тест
мотивации достижения АА. Мергабяна в
модификации М.Ш. Магомед-Эминова, а также Шкала
мотивации одобрения Д. Марлоу и Д. Крауна в
адаптации Ю.Л. Ханина. Математическая обработка
осуществлялась с помощью компьютерной программы
Statistika. Психологическое исследование
проводилось дважды: до начала терапии (и
психокоррекции в основной группе) и после
окончания лечения. До начала лечения у больных
обеих групп выявляются следующие особенности
Я-конепции . В когнитивной сфере: рыхлый тип
конструктной системы, фрагментированность и
противоречивость представлений о себе,
слабое прогнозирование оценки себя окружающими,
значительное расхождение образов Я (
Я-реальное , Я-идеальное , Я-глазами других
). Большинство больных имеет высокий коэффициент
выраженности иррациональных установок (в
среднем 167). Эмоциональная составляющая
характеризуется низкой оценкой себя с точки
зрения соответствия социально-нормативным
критериям, недостаточным самопринятием, высоким
уровнем самоуничижения.
Мотивационно-поведенческая составляющая
отличается преобладанием мотива страха
отвержения над мотивом стремление к принятию,
низкой мотивацией социального одобрения,
преобладанием мотива избегания неудач.На основе
проведенного экспериментального
психологического исследования и с учетом
имеющихся данных в литературе нами была
разработана специальная программа
психологической коррекции в группе для больных
шизофренией. Цель программы: коррекция трех
составляющих Я-концепции . Учитывая три сферы
ожидаемых изменений (когнитивную, эмоциональную
и мотивационно-поведенческую), конкретные задачи
психологической коррекции были представлены в
виде следующих блоков.Коррекция когнитивной
сферы включает: - расширение зоны осознавания
сферы Я , уточнение и структурирование
представлений о себе, устранение внутренней
противоречивости представлений, за счет их
сопоставления с реальностью; - работа над
границами образа Я : коррекция
присоединяющей и дифференцирующей
функций Я-концепции ; - осознание,
вербализация неадекватных когниций, искажающих
восприятие реальности, обучение пациентов
умению идентифицировать свои неадекватные
когниции, изменение правил регуляции поведения; -
выявление ресурсов, сохранных сторон личности,
осознание жизненных целей и путей их
достижения.Задачами коррекции эмоциональной
сферы являются: - снятие внутреннего напряжения,
возникающего в связи с необходимостью работы в
группе, обеспечение эмоциональной поддержки; -
стимулирование эмоциональности, раскрытия своих
чувств и переживаний перед другими людьми; -
повышение самопринятия, самоуважения,
самоценности Я , снижение уровня
самоуничижения; - выработка навыков выражения
собственных эмоций и правильной оценки
экспрессии других людей.Коррекция
мотивационно-поведенческой сферы. Задачами
являются: - формирование у больных произвольной
мотивации на основе трансформации ситуационных
мотивов в личностные: введения мотивирующих
стимулов в контекст деятельности путем
поощрения, введения социальных оценок, просьб и
требований выполнения деятельности; -
максимальная мобилизация усилий на преодоление
своей недостаточности, связанной с болезнью; -
изменение системы мотивации, повышение уровня
саморегуляции деятельности на основе повышения
значимости социальных критериев и нормативов; -
выработка навыков выражения собственных эмоций
и правильной оценки экспрессии других людей; -
преодоление неадекватных форм поведения,
основанных на искаженной Я-концепции ; -
выявление и закрепление имеющихся позитивных
поведенческих ресурсов, развитие
целенаправленного, активного, последовательного
поведения, ориентации на сотрудничество,
ответственность, самостоятельность.
Специфика данной
программы: минимум отрицательных эмоций,
вызываемых у пациентов; акцент на позитивных
сторонах личности; взаимодействие строится в
атмосфере взаимного принятия, способствующей
самовыражению (физическому и духовному);
открытость, четкое модулирование своих эмоций и
рефлексии; активная позиция ведущих. Общая
структура занятий. Каждое занятие начиналось с
разминки, включающей упражнения
коммуникативной, поведенческой и эмоциональной
направленности (использовались техники
психогимнастики, арт-терапии,
коммуникатино-активирующей терапии).
Специальный подбор упражнений способствовал
снятию напряжения у участников группы, развитию
внимания и чувствительности к собственной
двигательной активности и активности других
людей, формированию способности выражать свои
чувства, эмоциональные состояния и понимать
экспрессию других членов группы. Далее по
желанию участников осуществлялась персональная
проработка заявляемых проблем, либо
выбиралась тема для групповой дискуссии.
Используемые на данном этапе техники (элементы
психодрамы, техники гештальт-терапии,
проективный рисунок с групповым обсуждением и
др.) были направлены на более глубокое понимание
самого себя, расширение образа Я и
повышение его адекватности за счет осознания
новых аспектов собственной личности и
интеграции полученной информации, а также на
повышение чувствительности в понимании других
людей, принятию и уважению другого
Заключительная часть посвящалась выработке
конструктивных форм поведения. Кроме того, она
способствовала снятию напряжения, возникающего
в связи со значимостью обсуждаемых вопросов и
сильными эмоциями, сопровождающими основную
часть занятия (техники когнитивно-поведенческой
терапии, психогимнастика, арт-терапия).
Занятия проводились 2 раза в неделю, длительность
одного занятия 2 часа. Общее количество занятий
15. Численность психокоррекционной группы
11 человек.
Повторное тестирование показало следующие
результаты. У больных основной группы показатели
рыхлость-жесткость конструктной системы
изменились в сторону жесткости: доля значимых
корреляций в системе конструктов в среднем
возросла на 7%. Снизились фрагментированность и
противоречивость представлений о себе: число
изолированных конструктов уменьшилось в среднем
на 3,5 балла, а независимых кластеров - на 1,18;
показатель сбалансированности конструктов
повысился в среднем до 2,09 балла. Стали более
близкими образы Я . Снизился коэффициент
выраженности иррациональных отношений на 17
баллов (до 150 баллов). Повысилась эмоциональная
оценка себя, снизились показатели
самоуничижения на 2 балла; по фактору
самоуважение , показатели шкал повысились в
среднем на 1 балл. Показатели по шкале
самопринятие фактора аутосимпатия
повысились на 1,8 балла. В
мотивационно-поведенческой сфере отмечалась
положительная динамика показателей мотивации
аффиляции (в среднем на 37 баллов, т.е. вдвое);
повысились показатели по шкалам мотивация
одобрения (в среднем на 2 балла) и мотивация
достижения (в среднем на 7 баллов). Анализ
данных результатов по Т-критерию Вилкоксона
показал значимые изменения в основной группе при
р<=0,01. В контрольной группе изучаемые параметры
существенно не изменились (различия по
Т-критерию не значимы).
Таким образом,
психологическая коррекция изучаемых
компонентов Я-концепции в сочетании
с фармакотерапией способствует формированию у
больных гармоничной Я-концепции : более
адекватной системы конструктов, возрастанию
взаимосвязей между ее элементами, повышению их
сбалансированности, целостности и
непротиворечивости. Снижается выраженность
иррациональных установок, происходит
гармонизация отношения к себе, снижение
внутренней конфликтности, активизация
социальных эмоций, развитие социальных мотивов:
повышение мотивации аффиляции, достижения
успеха и социального одобрения. Это в целом
улучшает адаптацию в обществе, ведет к повышению
качества и стойкости ремиссии.
Литература
1.Бурковский Г.В.,
Кабанов М.М. Психологическая и социальная
адаптация больных малопрогредиентной
шизофренией (пособие для врачей МЗ и ПП РФ). СПб,
1995. 2.Вид В.Д. Психотерапия шизофрении (2-е изд.).
СПб: Питер, 2001. 3.Пантилеев С.Р. Самоотношение как
эмоционально-оценочная система. М., 1991. 4.Поляков
Ю.Ф., Критская В.П., Мелешко Т.К. Патология
познавательной деятельности при шизофрении:
мотивация, общение, познание. - М.,
1991.5.Психотерапия: учебник (2-е изд.) / Под ред. Б.Д.
Карвасарского. СПб: Питер, 2002.6.Соколова С.Т.
Самосознание и самооценка при аномалиях
личности. М., 1989.7.Столин В.В. Самосознание
личности. М., 1983.8.Федоров А.П.
Когнитивно-поведенческая психотерапия. - СПб:
Питер, 2002