В настоящее время на
одном из первых мест среди факторов ухудшения
здоровья детей и подростков в РФ стоит
саморазрушающее поведение, и в первую очередь –
потребление психоактивных веществ (ПАВ).
Несмотря на высокую
распространенность наркологических
заболеваний, связанных с химической
зависимостью среди несовершеннолетних, более
актуальной проблемой подросткового возраста
остается аддиктивное поведение, являющееся, по
сути, одной из форм девиантного.
По данным анонимного анкетирования,
проведенного Центром социологических
исследований в 2001г. в Кировской области, в ходе
которого было опрошено 707 лиц в возрасте от 14 до 21
года:
- 10% респондентов заявили, что имеют
опыт употребления наркотических средств;
- 2,4% - опыт употребления ингалянтов;
- 83,5% 14-летних подростков и 100% 16-летних
подростков употребляли алкоголь.
Не вызывает сомнений, что среди
множества факторов риска формирования у
подростка аддиктивного поведения приоритетным
является отрицательный психологический
микроклимат в семье, неблагополучие семейных
отношений.
Семья является первичным звеном
социализации ребенка, до определенного возраста
он воспринимает окружающий мир через
существующие в семье установки и ценности.
Дисгармония внутрисемейных отношений
нередко является причиной психологического
дискомфорта подростка, способствует
формированию и закреплению у него деструктивных
форм поведения, в частности – потребления ПАВ.
С целью изучения зависимости
аддиктивного поведения несовершеннолетних от
стиля семейного воспитания на базе Кировского
областного наркологического диспансера было
проведено экспериментально-психологическое
исследование, в котором принимали участие 59
подростков (все юноши) в возрасте от 14 до 18 лет,
состоящие под наблюдением подросткового
нарколога или КДН, и их родители.
Использовались для изучения стиля
семейного воспитания: метод клинического
интервью; методики СОП (“Склонность к
отклоняющемуся поведению”); “Анализ семейного
воспитания” (Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В.).
Склонность к изменению психического
состояния путем употребления ПАВ с помощью
методики СОП была выявлена у 44% обследуемых
подростков (26 человек). Возрастной состав данной
группы был представлен следующим образом: 3 чел.
– в возрасте 14 лет; 4 чел. – в возрасте 15 лет; 7 чел.
– в возрасте 16 лет; 12 чел. – в возрасте 17 лет.
В ходе бесед с подростками, их
родителями, педагогами, с врачом-наркологом были
собраны сведения о составе семей, особенностях
воспитания, внутрисемейных взаимоотношениях,
информация об отношении подростка к учебе,
потреблению ПАВ.
По данным интервью, 84,6% подростков (22
чел.), склонных к аддиктивному поведению,
обучаются в различных учебных заведениях, 7,7% (2
чел.) – работают, 7,7% (2 чел.) – не учатся, не
работают.
У 34,6% подростков (9 чел.) семьи
неблагополучные полные (конфликтные, пьющие, с
отрицательным психологическим микроклиматом), у
30,7% (8 чел.) благополучные полные. Неблагополучные
неполные 23% (7 чел.), благополучные неполные 7,6% (2
чел.).
Родители подростков, склонных к
аддиктивному поведению, были обследованы с
помощью методики “Анализ семейных отношений”.
Согласно результатам исследования,
наиболее часто встречались следующие компоненты
семейного воспитания:
- Недостаточность требований, запретов к
подростку – 25,8%
- Минимальность санкций за нарушение требований
подростком – 16,1%
- Гиперпротекция – 12,9%
- Строгость санкций наказаний –
8%
эмоциональное отвержение - 7,7%,
жестокое обращение - 3,9%, повышенная моральная
ответственность - 3,9%, неустойчивость стилей
воспитания - 3,9%.
- Большинство подростков, склонных к
аддиктивному поведению, воспитывается в
неблагополучных полных семьях (семьи с
негативным психологическим климатом:
конфликтные или пьющие семьи, где хотя бы один из
родителей злоупотребляет алкоголем).
- Наиболее часто встречающимся
компонентом воспитания в семьях данной
категории подростков является недостаточность
требований, запретов к подростку.
- Преобладающими типами воспитания в
семьях данной категории подростков является
гипопротекция и потворствующая гиперпротекция.
Таким образом, коррекция аддиктивного
поведения должна быть направлена на выявление и
устранение неблагополучия в системе отношений
ребенок-родители, разрешение конфликтов,
неблагоприятно сказывающихся на социальном
развитии ребенка. Так как при сохранения проблем
в семье, даже эффективная работа, направленная на
прекращение потребления подростком ПАВ,
приводит в большинстве случаев лишь к
трансформации аддиктивного поведения в другую
форму девиантного.