Однажды мой
текстовой файл был испорчен компьютерным
вирусом, который заменил определенные буквы
алфавита бесполезными знаками. Из любопытства я
выписал в тетрадь ликвидированные буквы и после
недолгих перестановок сложил из них слово
"безумие". Так хакерское хулиганство стало
символом ситуации, анализ которой привел к
появлению концепции, предлагаемой сейчас вашему
вниманию.
Первые наметки
излагаемой здесь теории были опубликованы мной
еще десять лет назад (статья "Концептуальное
мышление. Метрика существования" в
философском журнале "Всемир", 1991, N2,
г.Красноярск). Правда, в той статье специфика
ноопрограмм и ноовирусов определялось не очень
четко.
Что же автор
подразумевает под терминами: "ноопрограмма"
и "ноовирус"?
Характер
использованной терминологии, полагаю, уже
наводит на мысль: речь пойдет о сопоставлении
искусственного "интеллекта" компьютеров и
естественного интеллекта - человеческого разума.
Как известно, подобные сопоставления появились с
рождением электронно-вычислительных машин, дали
почву для множества философских умозаключений и
псевдофилософских спекуляций. Помогло ли это
продвинуться в понимании сущности интеллекта -
вопрос отдельный, его мы касаться не будем.
Тем не менее,
сопоставление работы компьютера с
функционированием мозга - правомерно, особенно в
той области, где рассматриваются психические
функции, играющие в разумней деятельности
подсобную служебную роль. Здесь аналогия
практически превращается в тождество, - когда
"счет в уме" заменяется в образовательном
процессе операциями с калькулятором, а для
развлечения публики проводятся шоу -
соревнования, где "продвинутые"
профессионалы-счетчики соревнуются с
компьютерами.
Именно служебные
психические функции традиционно связывались с
работой материального субстрата - мозга, а связь
эта впервые была засвидетельствована в апреле 1861
года, когда Пауль Брока на заседании Парижского
антропологического общества продемонстрировал
мозг больного, страдавшего речевой афазией, - с
обширным размягчением на конвекситальной
поверхности левого полушария, захватывавшим
задние отделы третьей лобной извилины. В
дальнейшем клиническая нейропсихология дала
обширный материал, показывающий связь данных
служебных психических функций с работой
головного мозга.
С появлением
электронно-вычислительных машин грубый
материалистический подход к анализу этой связи
был потеснен информационно-кибернетическим. В
отечественной нейропсихологии необходимость
такого подхода первым декларировал
И.М.Тонконогий - в его монографии "Введение в
клиническую нейропсихологию", изданной в 1973
году, последняя глава имела название "Методы
кибернетики в нейропсихологических
исследованиях нарушения узнавания".
Отмеченная работа
примечательна тем, что там впервые была
построена блок-схема функциональной
анализаторной системы, описывающая
нейропсихический механизм распознавания
образов, куда входили блоки кодирования
информации и ее первичной обработки, оперативная
память, устройство сравнения, связанное с
долговременной памятью, и т.п. В работе
отмечалось, что "такие системы должны
использовать определенные коды, "языки",
"иерархии алфавитов", однако как они
используются в анализаторных системах мозга -
остается неизученным. Мы почти ничего не знаем о
правилах решения, применяемых мозгом в процессе
распознавания образов".(И.М.Тонконогий,
Введение в клиническую нейропсихологию", Л.:
"Медицина", 1973, с. 222, 229.)
Общий уровень развития
информационных технологий 60-70-х годов XX века
предопределил тогдашние выводы нейропсихологов.
Афазийные нарушения - дислексия, аграфия, агнозия
и др. - даже при информационно-кибернетическом
подходе однозначно связывались с физическими
нарушениями работы мозга-биопроцессора, с
"поломками" определенных блоков в
выявленных блок-схемах. И лишь в наличии
"шумов" - искажений в каналах связи -
угадывался информационный аспект явления.
В 80-90 гг. компьютерные
системы были принципиально усовершенствованы,
сделаны фактически безотказными,
опто-волоконные каналы связи и системы
фильтрации сигналов позволяют передавать
информацию практически без искажений, - все это в
области информационных технологий выдвинуло на
первый план программные аспекты. И когда
компьютер "зависает", никто не говорит -
"машина сломалась", обычно ругаются:
"Программа сбоит!"
Новое положение дел
позволяет по-новому взглянуть на проблематику
нейропсихологии, а именно - выявить в работе
низших психических функций важнейший
программный аспект. К этому нас подталкивает и
феноменологический материал, накопленный в
области нейро-лингвистического
программирования. Полагаю, нет смысла
напоминать, что отцы-основатели этого
направления Джон Гриндер и Ричард Бэндлер -
лингвист и математик - привнесли в психологию как
раз то, что ей ранее недоставало: представления о
"языках" и "модальностях", о кодах и
программах и т.п.
Методы НЛП
используются по большей мере в области высших
психических функций - для коррекции
психологических проблем, изменения моделей
поведения, для оптимизации целеполагающей
деятельности. Однако, если программные аспекты
характерны для этой области, то в еще большей
мере они должны проявляться в работе низших
психических функций. Иными словами, должны
существовать реальные программы, обеспечивающие
выполнение мозгом таких функций как -
распознавание визуальных образов,
членораздельных звуков, управление движением,
таких операций как счет, сравнение, кодирование
сигналов, их дешифровка, не говоря уже об
операциях, обеспечивающих работу памяти -
помещение и извлечение информации.
Высказанное суждение,
полагаю, нечто большее, нежели гипотеза. Такие
программы - я предлагаю именовать их ноо-программы
(nouse-program) - должны существовать и реально
функционировать в процессе работы мозга. Более
того, очевидно, что их функционирование не
является чем-то специфически человеческим,
поскольку большинство их осуществляет и мозг
высших животных.
Таким образом, в
психологической проблематике мы должны выделить
область, где введение понятия о ноопрограммах
позволяет отделить дело разума от низших,
служебных психических функций, на которые он
опирается, которые он использует. В то же время,
мы должны выделить и те ноопрограммы, которые
являются специфически человеческими, к примеру -
счет, распознавание знаков как ЗНАКОВ,
формирование членораздельных звукорядов,
передающих информацию и пр. Ясно, что здесь
работают ноопрограммы на много порядков более
сложные, нежели у животных, но, тем не менее, их
специфический программный характер не вызывает
сомнений. Или - более слабая формулировка: не
вызывает сомнения конструктивность подхода, при
котором некоторые психические функции
рассматриваются с такой компьютерно-программной
точки зрения.
Предлагаемая гипотеза,
конечно, ставит много вопросов. Во-первых, вопрос
о генезисе таких программ в ходе биологической
эволюции. Во-вторых, о приоритете генетической
обусловленности или передачи их в процессе
воспитания. И, наконец, главное, - если эти
операционные программы аналогичны компьютерным,
то как они должны быть представлены в чистом
виде? Можем ли мы выделить в потоке
информационных сигналов, циркулирующих в мозге
человека или животного, нечто, что является
ноопрограммой того или иного типа? Автор не
берется предлагать исчерпывающие ответы на
поставленные вопросы.
Сформулированный
здесь концептуальный подход неизбежно приводит
к некоторым выводам, которые мне представляются
хоть и пугающими, но чрезвычайно важными. В связи
с этим, позволю себе их вкратце изложить, не
смотря на то, что они весьма абстрактны и не
подкреплены экспериментально. Речь пойдет о
специфических ноопрограммах, которые я именую ноо-вирусами
(nous-virus).
Что такое компьютерный
вирус подробно пояснять нет надобности - это
некая специально созданная программа, которая
способна вмешиваться в работу нормальных
операционных программ. Она может нарушать их
работу определенным образом, приводя к
результатам, которые не были в них заложены, или,
вообще - полностью выводить их из строя. Любой
вирус - это типичная программа, поскольку в его
основе лежат те же общие программные принципы.
Если психические
функции осуществляются на основе определенных
ноопрограмм, и, если интеллектуальная работа
сопровождается модернизаций и изменением этих
программ, то, можно предположить, что в процессе
такой работы могут естественным путем
появляться некие особые ноопрограммы, играющие
деструктивную роль. Более того, сама эта
деструктивность обязательно должна иметь место,
поскольку требуются и изменение работающих
ноопрограмм, и "уничтожение" кусков
ноопрограмм, которые уже не требуются для работы.
Наверное, существует определенный антивирусный
механизм, предохраняющий операционную систему
психики от разрушения, и до сих пор его
эффективной работе ничего не угрожало. Прежде,
чем говорить о гипотетических угрозах, хочу
сказать несколько слов о том, как ноопрограммы
могут транслироваться вне человека.
До сих пор, я связывал
работу ноопрограмм с функционированием
мозга-биопроцессора. Полагаю, что наличие
программного аспекта в его работе для всех
более-менее очевидно. В конце концов,
представления о нейронных сетях и нервных
импульсах позволяют проводить аналогию с
компьютером достаточно далеко. Иное дело, -
передача ноопрограмм от человека к человеку. То,
что передача информации в общении всегда
происходит – факт несомненный, но как могут
передаваться ноопрограммы? Можем ли мы что-либо
сказать об этом, если пока не ясно - что они
представляют из себя?
Допустим, существуют
некая компактная система сигналов, которая, при
ее восприятии мозгом, рождает в нервных сетях
структуру импульсов, которая и является
ноопрограммой. Очевидно, что сама эта система
сигналов нами не воспринимается как
ноопрограмма: для нас это может быть музыка, ритм,
может быть визуальный образ, который обегается
глазами, череда движений, которые мы совершаем в
танце или при ощупывании предмета. Последнее
замечание, заставляет вспомнить про работы
Э.В.Ильенкова и его учеников, создававших
методику обучения слепоглухонемых детей. В
случаях, когда у человека действует только один
кинестетический канал восприятия, процесс
передачи ноопрограмм становится в полном смысле
слова ощутимым. Таким образом, ноопрограммы так
или иначе должны передаваться от человека к
человеку. Помимо прямой передачи осмысленной
информации - знаний, должны также передаваться
некие информационные послания, которые играют в
работе интеллекта не смысловую, а
программно-операционную роль.
В начале статьи я
сделал ссылку на свою работу десятилетней
давности "Концептуальное мышление. Метрика
существования". Тогда я именовал эти
информационные послания "концептами" -
название не очень удачное, выбранное в связи с
рассмотрением стандартного семантического
треугольника и нестандартной области искусства -
концептуализма. Как видите, автору потребовалось
десять лет, чтобы проделать путь от философии и
искусствоведения до клинической
нейропсихологии. В связи с этим, хочу сделать
несколько, как мне представляется, важных
замечаний.
В последнее время в
рамках семиотических исследований обрисовались
контуры, скажем так, системно-программистского
подхода, к человеческим коммуникациям. Например,
Умберто Эко в своей книге "Отсутствующая
структура. Введение в семиологию" (СПб, 1998)
вводит в оборот термины "отправитель" и
"адресат", "код", "сообщение" и др. А
в отечественной науке Вадим Розин - ученик
Г.П.Щедровицкого - в монографии "Семиотические
исследования" при анализе работы мозга в
бессознательном состоянии сновидения пишет о
"психических замыканиях" и "психических
программах". (В.Розин, Семиотические
исследования, М.: Университетская книга, 2001, с. 81.)
На мой взгляд, в области семиотики исследователи
прямо-таки наталкиваются на нечто, что является
структурным элементом коммуникации, но не имеет
четко определяемого смысла. Это нечто,
наличествующее в процессе коммуникации, но
проявляющееся только внутри психического
процесса, имеет явным образом ноопрограммный
характер. А в области рекламы и PR, где автор
профессионально работает уже более шести лет,
азбучными истинами считаются представления о
том, что рекламная коммуникация задает
определенную программу восприятия и усвоения
послания.
Прежде чем согласиться
с тем, что в коммуникациях, наряду со смысловой
информацией, наряду с эмоциями и художественными
образами, могут передаваться-транслироваться и
некие ноопрограммы, давайте вспомним хотя бы о
том, как ребенка учат распознавать образы. Все
эти яркие погремушки, эти приятные на ощупь
шарики и кубики, книжки с контурами для
раскраски... В них не смысловая информация
главное, а нечто иное - те системы сигналов,
которые рождаются в мозге ребенка, осваивающего
мир. Пусть мы не можем пока отделить ноопрограммы
от смысловых содержаний, но то, что они
передаются вместе с ними - очевидно. Достаточно
посмотреть на ребенка, неотрывно следящего за
передвижением анимационных картинок на экране
телевизора.
И здесь мы подходим к
самому главному.
Если, наряду с
позитивными ноопрограммами, могут возникать и
передаваться разрушительные ноопрограммы -
ноовирусы, то современные телекоммуникации
несут в себе скрытую угрозу.
Во-первых, если
ноовирусы появляются стихийно в процессе
случайного сочетания тех или иных кусков
ноопрограмм, то конвейерно-компьютерное
производство разнообразных визуальных и
слуховых рядов может непроизвольно порождать
такие ноовирусы - без злого умысла, без
определенной цели. Во-вторых, если раньше такой
ноовирус появлялся изредка и, попав в канал
коммуникации, передавался немногим людям,
уничтожался в их нейронных цепях антивирусными
ноопрограммами, то теперь такой случайный
ноовирус по системе массовых телекоммуникаций
может "заразить" сразу миллионы людей.
Наконец, в-третьих, у детей, чьи психические
функции только формируются, механизмы защиты еще
не развиты - для них ноовирусы представляют
огромную опасность.
Из опыта клинической
нейропсихологии известно, что различные афазии -
такие, как дислексия и аграфия - возникают при
травмах или болезнях головного мозга. Но как
быть, если они обнаруживаются у людей, чей мозг не
подвергался ни физически, ни инфекционным
воздействиями, не имеет органического
расстройства? Не вправе ли мы предположить, что в
таком случае в основе афазии скорее всего лежит
эффект депрограммирования, вызванный
ноовирусом? Иными словами, в информационном поле
коммуникаций циркулируют эти вредоносные
информационно-смысловые блоки, которые
поступают в мозг ребенка или взрослого человека
и, если его "антивирусная" защита не
срабатывает, - следствием деструкции является
психическое нарушение, не сопровождаемое
органическим поражением мозга. Проникновение
ноовируса в мозг человека я называю
"инвекция" (от латинского термина
"инвектива" - оскорбление).
Мы все легко
соглашаемся с тем, что кажется нам очевидным. Но
разве не очевидно, что все вышеизложенное очень
похоже на правду? Чем дольше думаешь об этом, тем
больше убеждаешься: ноопрограммы существуют и
функционируют, а ноовирусы возникают как
побочный продукт их функционирования. Так было
всегда, но современное развитие информационных
технологий и телекоммуникаций сделало ситуацию
чрезвычайно опасной. Раньше ноовирусы
"просеивались" через множество работающих
нейрокомпьютеров в умах людей, уничтожались там
с помощью антивирусных ноопрограмм. Сейчас
размножению ноовирусов, их
распространению-инвекции способствуют
достижения технической цивилизации и средства
массовой информации. А наиболее уязвимыми для
этой напасти оказываются страны, где
телекоммуникациями охвачено большинство
населения. Ситуация может выйти из-под контроля
общества, может привести к страшным
последствиям.
Как же мы ответим на
этот вызов? Будем действовать порознь или
объединим усилия? Отдадим проблему на откуп
журналистам и писателям-фантастам или же сделаем
ее предметом серьезного научного исследования?
Моя статья не
претендует на фундаментальность. Как читатель
уже понял, эти заметки достаточно абстрактны и
декларативны. Я по большей части не доказываю
свои утверждения, а просто стараюсь убедить вас в
конструктивности, намеченного подхода. Однако,
надеюсь, что даже самый критический анализ
предлагаемого текста позволит читателям ощутить
наличие серьезной реальной проблемы. Возможно,
для ее решения придется в ходе дискуссии
объединить усилия исследователей из нескольких
областей - психологии и семиотики, теории
информации, теории массовых коммуникаций и пр.
Так или иначе,
намечается широкое поле - как для серьезных
научных исследований, так и для выработки
практических мер, призванных обезопасить
человеческое существование. Но прежде чем
начинать работу, надо осознать: эта неожиданная
угроза, с которой нам пришлось столкнуться в
области информационных технологий, коренится не
где-то в космосе или в потустороннем мире, - она
прячется в нас самих.