ИСТОРИЯ ДЕТСКОГО ПСИХИАТРИЧЕСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ В ИНСТИТУТЕ ИМ.  В.М. БЕХТЕРЕВА

М.А. Акименко, Т.Е. Панюкова

Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт им. В.М. Бехтерева

Психосфера


При изучении истории Психоневрологического Института им. В.М. Бехтерева первое упоминание о детском психиатрическом отделении нами было обнаружено в “Положении о Патолого-Рефлексологическом Институте”, датируемом январем 1920 г. В нем говорится, что “наконец недавно” открыто детское психиатрическое отделение, рассчитанное на 30 детей, “но могущего быть расширенным до 50 коек. Это отделение, предназначаясь не для дефективных детей и невротиков, а для душевно-заболевших детей, не имеет себе подобного ни в одном из Психиатрических учреждений гор. Петрограда”.(1).Таким образом, детское психиатрическое отделение было открыто либо в самом конце 1919 г., либо в первые дни 1920 г. Оно располагалось на 3 этаже нынешнего главного здания Института им. В.М. Бехтерева, входило в состав психиатрического отделения, которым руководила Р.Я. Голант, но было все же обособлено и занимало 5 палат, два коридора, имело 2 туалета, ванную и буфетную комнаты с общей площадью помещения в 45, 89 кв. саженей.

Появлению этого отделения предшествовала кропотливая работа В.М. Бехтерева и его учеников. К концу XIX в. в России назревала потребность в лечении и обучении психически больных и слабоумных детей, количество которых по статистическим данным составляло 3,5 психически больных на 1000 здоровых, что значительно превышало аналогичные показатели среди взрослых (2,1 на 1000 здоровых).(2) Этот вопрос был обсужден на Первом Съезде Отечественных психиатров в 1887 г., где с докладом о воспитании и лечении отсталых и душевно больных детей выступил И.В. Маляревский.

В 1883 г. И.В. Маляревским было открыто частное “Врачебно-воспитательное учреждение”, размещавшееся на Выборгской стороне, при котором была открыта и первая детская психоневрологическая амбулатория.(3) В этом учреждении начала работать первая в России женщина-врач детский психиатр Е.Х. Маляревская.

В эти же годы под С.-Петербургом (ст. Удельная) в больнице “Святого Пантелеймона” было открыто “единственное в стране небольшое отделение для идиотов”(4), а затем под покровительством Е.И.В. Государыни Императрицы Александры Федоровны Братство во имя Царицы Небесной и приют при нем для детей идиотов и эпилептиков. В этом приюте работал один из учеников В.М. Бехтерева - А.С. Грибоедов. В приюте призревалось 204 живущих и 40 приходящих детей, которые делились на 5 групп: 1) эпилептики и идиоты, поддающиеся некоторому обучению, 2) полнейшие идиоты, требующие лишь физического ухода, 3) буйные душевно больные дети, 4) дети - школьники: отсталые и припадочные и 5) ремесленное отделение для припадочных.(5)

В 1904 г. создается еще одно учреждение для оказания помощи больным детям. Его организаторами были врачи психиатры М.И. Маляревский (сын - И.В. Маляревского) и бывший военный врач Б.Я. Чудновский. Учреждение располагалось на 10 линии В.О. Таким образом, на рубеже XIX - XX в. предпринимались активные действия по организации системы детской психоневрологической помощи в Санкт- Петербурге, однако, они не носили научно обоснованного характера.

Среди огромного научного наследия В.М. Бехтерева (около 1000 научных работ) имеются многочисленные исследования, свидетельствующие об особом интересе В.М. Бехтерева к вопросам анатомии, физиологии и патологии нервной системы ребенка, к вопросам эволюции нервно-психической деятельности детей, особенно в первые месяцы их жизни и объективного исследования их психики, а также к вопросам охраны нервно-психического здоровья детей и к разработке научно обоснованных методов их воспитания.

Большой заслугой В.М. Бехтерева является создание им ряда психоневрологических учреждений для детей и постоянная забота о подготовке высоко квалифицированных кадров для работы в этих учреждениях. Так, в 1907 г. в структуре Психоневрологического Института был организован на средства купца В.Т. Зимина Педологический институт с целью “изучать человека, как предмет воспитания, со дня его рождения и соответственным образом направлять воспитание под руководством опытных лиц” (директор института - ученик В.М. Бехтерева К.И. Поварнин) (6) В 1918 г. в структуре Психоневрологического Института появляются новые научно-учебные учреждения педологического и воспитательного типа:

Детский обследовательский Институт (директор - А.С. Грибоедов) с задачами разработки методов исследования детской личности, особенностей ее одаренности и эмоционально-волевой сферы; научно-клинического изучения детской психопатологии и дефективности и разработки методов обучения и воспитания различных видов дефективности.

Вспомогательная школа для дефективных детей, которая имела своей задачей разработку приемов и методов воспитания и обучения умственно отсталых детей, а также подготовку педагогического персонала для работы с такой категорией больных. Она состояла из: а) детского сада на 35 детей, б) собственно школы на 95 детей, в) интерната на 120 детей и г) профессиональных классов с мастерскими (столярной, картонажной, переплетной и др.).

Институт морального воспитания имел своей задачей изучение различных форм моральной дефективности и антисоциальных проявлений в детском возрасте (по современной терминологии - девиантного поведения). Институт имел интернат на 100 детей, состоящий из 2-х отделений: а) врачебно-воспитательного для детей, имеющих признаки органического заболевания головного мозга и б) специального для детей, моральная дефективность которых была обусловлена извращающими личность социальными условиями.

В 1919 г. был создан Воспитательно- клинический Институт для нервно-больных детей с задачей изучения нервных заболеваний детского возраста, преимущественно детских псизоневрозов, их профилактики и лечения. Институт имел интернат на 100 детей с психологической лабораторией, кабинетами физио- и психотерапии и трудовые мастерские. В этом институте работал В.Н. Мясищев в первые годы своей врачебной практики.

Наконец, в самом конце 1919 или в первые дни 1920 г. была открыта детская психиатрическая клиника.

В 30-е годы эта клиника входила в состав Лечебно-профилактического сектора, которым руководила Р.Я. Голант, она же и заведовала детским отделением, но уже в 1933 г. в Институте появилась знаковая фигура для детской психоневрологии - старший научный сотрудник С.С. Мнухин. С этого времени три ученых формировали научный климат в детской психоневрологии не только нашего города, но страны в целом: проф. С.С. Мнухин, проф. Г.Б. Абрамович (с 1953 по 1970) и последние 33 года - проф. Р.А. Харитонов.

В 1953 г. отделение детской психиатрии переселилось из главного корпуса Института в то помещение, которое она занимает в настоящее время, первый этаж “Клиники для эпилептиков”, построенной еще по плану В.М. Бехтерева арх. Р.Ф. Мельцером.

Под руководством проф. Р.Я. Голант и затем проф. С.С. Мнухина отделение разрабатывало психоморфологическое направление в детской психиатрии: преимущественно изучались вопросы локализации нервно-психических расстройств в возрастном аспекте. Известны многочисленные работы С.С. Мнухина “О сущности и генезе олигофазии при эпилепсии”(7), “Об амнестически-афатических расстройствах при эпилепсии”(8), “Об особом симптомокомплексе врожденной хореи-алалии у детей”(9). Эти работы и многие другие работы были обобщены в докторской диссертации, защищенной в 1939 г. на тему: “О типах течения эпилепсии у детей”(10). В период блокады Ленинграда С.С. Мнухин продолжал работать в Институте, в результате были опубликованы исследования, связанные с наблюдениями за больными детьми в условиях голода и блокады, из которых мы укажем здесь только одну работу: “О некоторых затяжных нервно-психических расстройствах на почве тяжелого алиментарного истощения у детей”(11). В послевоенный период характер его исследований не изменился, но С.С. Мнухин начал решать и более масштабные вопросы, связанные с состоянием детской психоневрологии в Ленинграде, например, “О состоянии и задачах детской невропсихиатрической помощи в Ленинграде”.(12)

В 1950г. на печально известной объединенной Павловской сессии Академии наук и Академии медицинских наук исследования в области психоморфологии подверглись резкой критики. В нашем Институте это коснулось, в основном, исследований, проводимых под руководством Р.Я. Голант. Научное руководство отраслью потребовало решительной перестройки всех исследований в психоневрологии на основе Павловской теории нервизма. В эти годы приходит к руководству отделением другой крупнейший детский психиатр - Г.Б. Абрамович.

Работы первого периода деятельности Г.Б. Абрамовича носили специфический характер того времени: “К технике экспериментального изучения высшей нервной деятельности”(13) или “Идея о рефлекторной природе психических явлений в психиатрических работах В.М. Бехтерева” (14) и т.д. Отделение разрабатывало две темы: “эпилепсия” и “заболевания детского возраста с прогрессирующим распадом психической деятельности”. Однако изучение эпилепсии детского возраста традиционно стояло на первом плане в научных разработках отделения. Под руководством Г.Б. Абрамовича в отделении были проведены исследования по изучению рефлекторного характера припадков, по изучению эпилептических психозов, особенностей их течения, определения их места среди других психозов, предложена их классификация и разработано дифференцированное лечение. Много внимания уделялось организации диспансерного наблюдения за психически больными детьми. Ученики Г.Б. Абрамовича изучали особенности течения различных форм эпилепсии и реактивности детского организма в динамике болезненного процесса.

В 1957 г. в Институте появляется новый научный сотрудник Р.А. Харитонов, который был приглашен на работу в Институт после выступления в Обществе психиатров и невропатологов Ленинграда. В своем докладе он демонстрировал изобретенную им методику исследования проприоцепции рук и парной деятельности полушарий головного мозга в пространственном различии. Эти исследования сочетались с исследованиями, проводимыми в Институте, и завершились защитой кандидатской диссертации в 1961 г. на тему: “Состояние порогов пространственного различия (проприоцепции) пальцев рук у детей олигофренов и эпилептиков”. Но со временем характер научных интересов его изменился, что отразилось в названии докторской диссертации, защищенной в 1969 г. (“Фокально-корковая эпилепсия детей и подростков”). С 1970 г. Р.А. Харитонов научный руководитель отделения. Основное направление научных работ, проводимых в течение последних тридцати лет, логически связано с исследованиями, начатыми еще при Г.Б. Абрамовиче: психические нарушения при эпилепсии у детей (их лечение и профилактика) и психоорганический синдром в детском возрасте (диагностика и лечение различных его проявлений). Под руководством проф. Р.А. Харитонова отделение стало центром детской психоневрологии для всей России, в котором постоянно повышают квалификацию не только практические врачи многих областей страны, но специалисты, желающие заниматься научными исследованиями (под руководством Р.А. Харитонова защищено 17 кандидатских и 3 докторских диссертации и оказывается постоянная научно-методическая помощь).

Таким образом, задуманные В.М. Бехтеревым морфологические, физиологические и клинические исследования душевно-больных детей, были развиты его учениками и последователями и внесли много таких данных в развитие психиатрии, которые способствовали формированию внутри дисциплины, нового научного направления детской психиатрии.

 

Указатель литературы:

 

1. Центральный Государственный архив Научно-технической документации Санкт-Петербурга (ЦГАНТД СПб.), фонд 313, опись 1-1, д. 3, л. 2-3.

2. Юдин Т.И. Очерки отечественной психиатрии, М., 1951, стр. 341-347.

3. Маляревский И.В. Врачебно-воспитательное заведение, основанное врачем Ив. Вас. Маляревским в 1882 г. СПб., 1893, 12 с.

4. Шерешевский А.М. У истоков организации детской психоневрологической помощи в России” // Ж. невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова, 1972, № 10, стр. 1574 -1578.

5. Весь Петербург, 1907 г.

6. Акименко М.А. Шерешевский А.М. История института имени В.М. Бехтерева на документальных материалах, СПб., 1999, часть 1, стр. 34.

7. Мнухин С.С. О сущности и генезе “олигофазии” при эпилепсии. //Советская психоневрология, в. 1, 1036, стр. 145-168.

8. Мнухин С.С. Об амнестически-афатических расстройствах при эпилепсии. Реферат: Бюллетень Невропсихиатрического Института им. В.М. Бехтерева за 1933, Л., 1934, стр. 17.

9. Мнухин С.С. Об особом симптомокомплексе врожденной хореи-алялии у детей //Советская психоневрология, 1934, № 6, стр. 165-169.

10. Мнухин С.С. О типах течения эпилепсии у детей, Диссертация на соискание ученой степени доктора медицинских наук, Л., 1939.

11. Мнухин С.С. О некоторых затяжных нервно-психических расстройствах на почве тяжелого алиментарного истощения у детей. // Научная деятельность Психоневрологического Института им. В.М. Бехтерева за 1946., Авторефераты научных работ, Л., 1947, стр. 72-74.

12. Мнухин С.С. О состоянии и задачах детской нервно-психиатрической помощи в Ленинграде // Вопросы педиатрии и охраны материнства и детства, 1947, № 6, с. 36-38.

13. Абрамович Г.Б. К технике экспериментального изучения высшей нервной деятельности”, // Вопросы психоневрологии, Авторефераты научных работ за 1949 – 1951 гг., Л., 1954, стр. 151 – 154.

14. Абрамович Г.Б. Идея о рефлекторной природе психических явлений в психиатрических работах В.М. Бехтерева. В сб.: В.М. Бехтерев и современная психоневрология. Тезисы докладов, Л., 1957, стр. 54 -55.

 

 
Главная страница Об авторе Публикации Библиотека
МКБ-10 Кемеровская психобольница Психологические тесты

Идея и дизайн Богданов Я.В., 2001г.

 

Сайт управляется системой uCoz